Многим фирмам и предпринимателям не понаслышке знакомо такое неприятное событие, как блокировка банковского счета. НК РФ позволяет инспекторам поступать подобным образом на законных основаниях. Но всегда ли работники ИФНС пользуются этим разрешением с должной корректностью? Увы, утвердительно ответить на данный вопрос сложно – с произволом чиновников в означенной сфере постоянно сталкивается немалое количество плательщиков.
Именно поэтому и компаниям, и индивидуалам важно четко понимать, в каких случаях действия инспекторов являются правомерными, а в каких – выходят за рамки их полномочий. Нелишним будет также составить представление о вариантах защиты своих интересов в случае незаконных претензий налоговиков.
Право приостановления операций по банковским счетам плательщиков закреплено за налоговиками подпунктом 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Процедура такой блокировки описана в статье 76 кодекса и применима как к организациям, так и к предпринимателям, нотариусам и адвокатам. В том числе при исполнении перечисленными лицами обязанностей налогового агента (п. 11 ст. 76 НК РФ).
Цель данной меры воздействия – обеспечительная. Иначе говоря, приостановление операций по счету налоговые органы могут использовать для того, чтобы плательщик своевременно и в полном объеме выполнил определенные обязанности:
– заплатил недоимку по налогу или сбору согласно требованию (решению о взыскании) инспекции (п. 1 ст. 76 НК РФ);
– представил в ИФНС налоговую декларацию в случае, когда просрочка с подачей этой отчетной формы составляет более 10 рабочих дней (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Заметим, что по законодательству только эти две причины могут служить поводом для блокировки банковского счета. Все прочие основания, которые приводят инспекторы, являются чистой воды «самодеятельностью». К более пристальному рассмотрению данной проблемы мы еще вернемся.
Прежде чем лишить плательщика свободы действий с банковскими счетами, налоговики должны попытаться решить проблему недоимки другими доступными способами. Для начала направив фирме или индивидуалу требование о добровольном погашении долга в определенные сроки. Если до установленной даты нарушитель не исправит ситуацию, инспекторы вправе принудительно взыскать недоимку со счета плательщика при помощи инкассового поручения. Однако срок для этой возможности – не более двух месяцев с даты, указанной в требовании ИФНС (п. 3 ст. 46 НК РФ). После этого взыскать недоплату могут только через суд. Одновременно с подачей иска блокируют банковский счет штрафника, чтобы он не истратил положенные бюджету деньги на иные цели.
Налоговый кодекс приостановление операций по расчетному счету трактует как прекращение по нему банком расходных операций. Либо в полном объеме, либо в пределах суммы недоимки по налогу или сбору, указанной в решении ИФНС о взыскании (п. 1, 2 ст. 76 НК РФ).
Плательщику важно правильно понимать свои права и допустимую степень наказания, когда речь идет именно о недоимке. Дело в том, что в утвержденной форме решения1, направляемого инспекторами в банк, наряду с формулировкой «Приостановить… все расходные операции по счетам» требуется указать конкретную сумму задолженности плательщика. Блокировать расходы нарушителя при налоговой недоплате инспекторы могут именно в пределах долга. Что касается остальных средств на счете (если таковые имеются в наличии), то плательщик вправе использовать их по своему усмотрению. На это неоднократно указывали в своих разъяснениях финансисты (см., например, письма Минфина России от 26 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-74, от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268).
Когда речь идет не о задолженности, а о непредставлении налоговой отчетности, ждать от инспекторов предупредительного документа не приходится. Право на блокировку счета они получают автоматически при опоздании с подачей формы больше чем на 10 рабочих дней. Причем в данном случае никакой оговорки относительно замораживаемой суммы нет. То есть расходные операции по расчетному счету будут приостановлены в полном объеме.
К сожалению, на практике инспекторы используют возможность приостановления операций по банковскому счету далеко не всегда по основаниям, изложенным в Налоговом кодексе. Рассмотрим наиболее яркие примеры необоснованных претензий работников ИФНС.
Подобные ситуации можно условно разделить на две группы. Первая из них включает случаи недостаточно внимательного отношения инспекторов к своим обязанностям. А вторая объединяет примеры использования процедуры блокировки для воздействия на фирмы и предпринимателей в целях, никак не связанных с оговоренными в налоговом законодательстве.
К примеру, довольно неприятным сюрпризом для добросовестной фирмы, вовремя сдающей всю налоговую отчетность, может стать «заморозка» счета за якобы не представленную декларацию. Причина, как правило, предельно проста – инспекторы попросту «потеряли» отчетную форму. Если у компании хватает терпения и настойчивости в последующем общении с сотрудниками ИФНС, декларация чаще всего «находится». Однако никто не возместит мнимому нарушителю вполне реальные финансовые потери, так как счет будет оставаться заблокированным как минимум неделю, а работа фирмы на это время попросту встанет.
Предъявляемая компаниям и предпринимателям налоговая недоимка тоже далеко не всегда существует в реальности. База лицевых счетов, которую ведут инспекторы, увы, не является эталоном точности и согласованности. Поэтому не так уж редки случаи, когда в результате той или иной ошибки у добросовестного плательщика вдруг ниоткуда возникает недоплата по налогу или сбору. Конечно, и в этом случае можно доказать несостоятельность обвинений налоговиков, но если «заморозить» расчетный счет они успеют, возникновение у коммерсанта незаслуженного убытка снова неизбежно.
Если описанные случаи можно охарактеризовать как непреднамеренное наказание плательщиков налоговиками, то вторая группа претензий инспекторов выглядит скорее как осознанное давление на компании и индивидуалов. Чаще всего таким образом работники ИФНС наказывают за невыполнение требования представить определенные документы, в том числе для налоговой проверки.
Кроме того, нормы НК РФ о непредставлении налоговых деклараций инспекторы склонны распространять и на другие формы. Например, расчетов авансовых платежей, 2-НДФЛ и т. д.
Заметим, что от неприятности оказаться без вины виноватым не застрахован практически ни один плательщик. А длительная блокировка банковских счетов вполне может привести к полному прекращению деятельности пострадавшего коммерсанта.
Важно понимать, что банк по требованию налоговиков в любом случае заблокирует все расчетные счета, указанные в соответствующем решении (п. 6 ст. 76 НК РФ). То есть проверять правомерность действий инспекторов банкиры точно не станут. И остановить уже запущенный механизм блокировки счета плательщик, увы, не в силах. Посмотрим, какие возможности для «разморозки» счетов предусмотрены законодательством.
Расходные банковские операции приостанавливаются с момента получения банком решения инспекторов до отмены ими данного решения. Отменить суровый вердикт инспекторы должны в следующий операционный день после подачи непредставленной в срок налоговой декларации либо получения документов, подтверждающих факт взыскания налога (п. 3, 8 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, как было сказано выше, средствами, превышающим и сумму задолженности перед бюджетом, плательщик вправе распоряжаться свободно. Достаточно подать в инспекцию заявление об отмене блокировки этой части средств, указав счета, на которых имеется достаточный запас для погашения недоимки. В течение двух рабочих дней после этого инспекторы должны будут «разморозить» свободный денежный остаток. Если, конечно, плательщик самостоятельно позаботится о подтверждении наличия средств на указанных им счетах. В противном случае придется ждать, пока налоговики свяжутся с банкирами и получат такую информацию от них (п. 9 ст. 76 НК РФ).
В ситуации, когда налоговики блокируют расходные операции незаконно и плательщик с такой мерой пресечения не согласен, у него только один путь – в суд. Шансы выиграть процесс при этом тем выше, чем лучше фирма или индивидуал смогут обосновать свою правоту. В арбитражной практике немало положительных для плательщиков решений. В том числе в случае истребования инспекторами документов для налоговой проверки, недоказанности факта недоимки, непредставления сведений по форме 2-НДФЛ, подачи декларации по старой форме (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2007 г. № Ф04-5130/2007, Дальневосточного округа от 21 января 2008 г. № Ф03-А24/07-2/6176, Московского округа от 14 февраля 2008 г. № КА-А40/235-08, Центрального округа от 22 июня 2007 г. № А48-3932/06-2 соответственно).
Однако в судебной отмене решения инспекторов о блокировке счета есть существенное «но». Подобные процессы, как правило, длятся дольше полугода. «Мертвые» счета на протяжении столь длительного времени – серьезное испытание для сколь угодно успешного и процветающего бизнеса. А на возмещение понесенных за время вынужденного простоя убытков пострадавшему плательщику рассчитывать не приходится.
В качестве обходного маневра можно предложить иной мотив обращения в арбитраж. А именно – не отмена решения инспекторов о блокировке, а приостановление его действия на основании части 3 статьи 199 АПК РФ во избежание причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ). Если судьи сочтут возможным удовлетворить подобное заявление, то случится это уже на следующий день после обращения. Таким образом, тяжба будет идти своим чередом, а плательщик – продолжать пользоваться расчетным счетом. Конечно, в такой ситуации необходимо достойным образом обосновать свои требования и подтвердить вероятность значительных финансовых потерь при блокировке счета. Безусловно, стопроцентную гарантию на благосклонность судей в данном вопросе дать сложно. Однако в арбитражной практике существуют положительные примеры решения подобных вопросов (см., например, постановление ФАС Московского округа от 20 февраля 2008 г. № КА-А40/680-08), поэтому попытаться в любом случае стоит. Так как на сегодня это единственный способ противостоять незаконным требованиям налоговиков, подвергая бизнес минимальному риску.