Бухгалтерия и Кадры
Регистрация | Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 

Вы здесь

Налоговые проверки

Тотального контроля не будет!

Елена Цивилева

Елена Цивилева, эксперт журнала
эксперт журнала

10 апреля в Москве состоялся первый открытый форум «Принципы и практика налогового контроля», который прошел при поддержке ФНС России. Ведущие специалисты, представители контролирующей стороны, выступая перед собравшимися, делились с ними своими профессиональными секретами. Ведь планирование проверок построено на принципе ответственности двух сторон: организации должны честно исполнять свои налоговые обязательства, а налоговики - обоснованно отбирать объекты для контроля.

Среди выступавших был Константин Новоселов, начальник отдела анализа и планирования контрольной работы Управления налогообложения ФНС России.

Как отметил лектор, главным инструментом налогового контроля является выездная проверка. Напомним, что ей посвящена статья 89 НК РФ.

Константин Новоселов, начальник отдела анализа и планирования контрольной работы Управления налогообложения ФНС России

Выездная проверка

Приятной процедуру выездной проверки признать трудно. Лектор напомнил присутствующим отдельные моменты, которые усугубляют это ее общепризнанное качество.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, на территории проверяемой организации. Почему «как правило»? Потому что в исключительных случаях она может проходить и на территории налоговой инспекции. Но у организации должны быть веские причины, чтобы не пускать к себе проверяющих. Если же таких причин нет, то лучше не рисковать. По решению суда (а налоговики обязательно обратятся к арбитрам) строптивому налогоплательщику насчитают налоги расчетным методом. А эти суммы могут оказаться в разы больше, чем те, которые могли бы быть доначислены в обычном порядке.

Для выездной проверки установлен срок – два месяца со дня вынесения инспекцией решения о проверке. Но он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Оснований для продления достаточно: проверка крупнейшего налогоплательщика; получение информации о нарушениях (от правоохранительных органов или из других источников), которая требует дополнительной ревизии; форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и пр.) на территории, где проводится проверка; непредставление организацией в срок документов для проверки; широкая сеть обособленных подразделений.

Проверяющие могут не только продлить, но и приостановить выездную проверку. Это делают, когда нужно истребовать документы у контрагентов организации; получить информацию от иностранных государственных органов; провести экспертизу; перевести на русский язык бумаги, представленные фирмой без перевода.

Общий срок приостановления проверки не должен превышать шести месяцев. Однако если не будет получена информация от иностранных государственных органов, его увеличат еще на три месяца.

Таким образом, выездная налоговая проверка с учетом продления сроков и приостановления может длиться 15 месяцев – более года!

А это, безусловно, отразится не деятельности предприятия не лучшим образом.

Но, к счастью, налоговики отказались от тотального контроля, и под выездную проверку теперь попадут не все.

Внимание: зона риска

30 мая 2007 года ФНС России приказом № ММ-3-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.

Для этого разработаны критерии риска совершения налогового правонарушения. Их обнародовали – сделали общедоступными. Таким образом, ориентируясь на них, любой налогоплательщик может оценить свои риски и при желании самостоятельно исправить ошибки в расчете налогов.

Как следует из Концепции, если организация не удовлетворяет критериям, это означает, что она выполняет все налоговые обязательства. Такого «прозрачного» и законопослушного налогоплательщика проверять не будут.

А то, что проверка неизбежна, компания поймет, если результаты ее финансово-хозяйственной деятельности будут соответствовать критериям. То есть на их основе контролеры смогут сделать вывод о том, что в деятельности фирмы есть нарушения.

Кого сочтут нарушителем?

Господин Новоселов подробно рассказал о критериях оценки риска совершения налогового правонарушения. Их установлено всего 11. Но, предупредил он, чтобы инспектор включил организацию в план проверок, может оказаться достаточно, чтобы кандидат одновременно выполнил только несколько из них. «Быть или не быть проверенными – решать вам», – заявил лектор.

Первым критерием по степени важности господин Новоселов назвал отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС (вычеты по НДС всегда в центре внимания налоговиков). Их предел – в среднем 89 процентов от суммы начисленного налога. Поэтому, если налогоплательщик заявляет к уплате сумму НДС менее 2 процентов от налоговой базы (произведение 11-ти оставшихся процентов на ставку налога), то это уже контролерам не понравится – такой результат ведет к сокращению объемов поступлений в бюджет.

Следующий критерий – это убыточность, отражаемая в бухгалтерской или налоговой отчетности предприятия на протяжении нескольких налоговых периодов. «Несколькими налоговыми периодами» налоговики считают 2 и более лет. Действительно, цель деятельности любой коммерческой организации – это извлечение прибыли. Поэтому убыточный бизнес не имеет смысла. Но если организация долго работает с убытком, это может быть связано с сокрытием доходов, а значит – с налоговым правонарушением. И выход на проверку в такую компанию может оказаться результативным. В этом случае есть риск того, что инспекторы не признают расходы, связанные с ведением убыточной деятельности, направленными на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Следующий показатель – уровень налоговой нагрузки налогоплательщика. Это расчетный показатель. Его считают как отношение суммы налогов к объему выручки. Заинтересует налоговую инспекцию та организация, у которой уровень налоговой нагрузки ниже его среднего уровня по отрасли. Почему? Потому что должна быть причина, по которой компания платит в бюджет меньше, чем другие, занимающиеся таким же бизнесом (контрольные данные по отраслям были опубликованы на сайте ФНС 25 июня 2007 года – отметил лектор).

Заинтересует инспектора и организация, у которой среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ (по данным Росстата). Низкий уровень зарплаты чаще всего наводит проверяющих на мысль о том, что в компании деньги выдают в конвертах. А значит, недоплачивают НДФЛ, ЕСН, пенсионные взносы и взносы на травматизм.

В зоне риска находится и фирма, у которой темп роста расходов превышает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – если в течение двух-трех периодов при увеличении выручки налоговая база уменьшается. Этот критерий предполагает, заметил лектор, что расходы не должны увеличиваться быстрее, чем доходы от реализации.

О чем свидетельствует достижение всех этих показателей? О том, что налоговые обязанности предприятия занижены. А насколько это обоснованно – покажет выездная налоговая проверка.

И, наконец, подозрение у проверяющих вызовет значительное отклонение рентабельности организации по данным ее бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности (по данным Росстата).

Экономическая деятельность фирмы - это ее сделки, приносящие доход или связанные с расходами. А уровень рентабельности организации зависит от цены этих сделок. Налоговики вправе применить статью 40 НК РФ и проверить правильность применения цен по сделкам, если они отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов. И если занижение цены подтвердится, контролеры доначислят организации налоги и пени, исходя из уровня рыночных показателей.

Таким образом, цель планирования проверок – концентрация на зонах риска.

Но не менее важным является и мотивирование налогоплательщиков на отказ от налоговых оптимизаций. Яркую иллюстрацию этому привел в своем выступлении начальник отдела по налогу на прибыль Управления налогообложения ФНС России Дмитрий Григоренко. Он изложил позицию налоговиков по поводу так называемых «нулевых» договоров.

Дмитрий Григоренко, начальник отдела по налогу на прибыль Управления налогообложения ФНС России

Безвозмездно – не значит даром

Дмитрий Григоренко рассказал короткую историю из реальной жизни.

Директор маленькой фирмы, любитель живописи, на свои деньги купил репродукции известных картин и украсил ими офис своей компании. Через некоторое время на предприятие пришел налоговый инспектор. Он увидел репродукции и задал вопрос бухгалтеру компании: где в налоговом учете отражен доход в виде безвозмездно полученных репродукций? Опытный бухгалтер пояснил, что картины не подарены фирме, а являются собственностью директора. Тогда инспектор задал следующий вопрос: «А где отражен доход в виде безвозмездного пользования имуществом?»

Именно таких позиций придерживаются налоговики, пояснил Дмитрий Гриоренко, в отношении безвозмездных доходов компаний, в том числе и по беспроцентным кредитам.

До сих пор компаниям удавалось, причем на вполне законных основаниях, не учитывать такой сэкономленный доход при расчете налога на прибыль. Однако налоговики не оставляли и не оставляют попыток препятствовать этому. И первые успехи уже есть.

Считайте доход и ждите поправок!

Борьбу с беспроцентными займами налоговики ведут давно. Еще в 2002 году, обнаружив, что проверяемая компания не платит за пользование чужими деньгами, инспекторы подсчитали среднерыночный уровень процентов по подобным сделкам и доначислили компании налог на прибыль. Организация обратилась в суд. И выиграла дело! Президиум ВАС в постановлении от 3 августа 2004 года № 3009/04 указал, что согласно статье 41 НК РФ экономическую выгоду можно признать доходом лишь в случае, если ее можно оценить в соответствии с нормами главы 25 кодекса «Налог на прибыль организаций». Однако, пояснили арбитры, пункт 8 статьи 250 кодекса и рыночный принцип определения цены сделки, изложенный в статье 40, в рассматриваемом случае применить нельзя. Дело в том, что данный способ распространяется только на товары, работы и услуги, а предоставление займа таковыми не является. А никакой другой методики расчета экономической выгоды кодекс не дает, подчеркнули судьи, как и не устанавливает порядок учета дохода в виде сэкономленных процентов.

Через год Высший Арбитражный Суд в информационном письме от 22 декабря 2005 года № 98 все-таки отнес экономическую выгоду к налоговому доходу организации. Правда, речь в данном случае шла о безвозмездном пользовании имуществом. По мнению судей, в подобной ситуации пункт 8 статьи 250 кодекса вполне применим, и экономия на арендной плате, рассчитанная по правилам статьи 40 НК РФ, является внереализационным доходом фирмы.

В марте прошлого года свою позицию по данному вопросу высказал и Минфин России. В письме от 14 марта 2007 г. № 03-02-07/2-44 финансисты признали, что до внесения необходимых изменений в кодекс правовых оснований для применения налоговиками положений статьи 40 кодекса в отношении договоров беспроцентного займа нет. В другом, совсем свежем письме Минфин высказался следующим образом. Поскольку глава 25 кодекса не устанавливает порядок определения дохода в виде экономической выгоды и ее оценки, экономическая выгода от экономии на процентах при получении беспроцентного займа не учитывается в составе внереализационных доходов при налогообложении прибыли (письмо от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/245).

Так вот, все эти выводы налоговая служба считает победой! Ведь и высшие арбитры, и финансисты подтвердили, что когда организация чем-то пользуется бесплатно, у нее есть экономическая выгода. А значит, есть и доход. Проблема лишь в том, что в кодексе нет методики определения размера экономической выгоды по такой ситуации. Но, как сказал господин Григоренко, налоговики надеются, что такая поправка в Налоговом кодексе появится, и, возможно, уже со следующего года. А предоставление займа, возможно, будут считать финансовой услугой.

Кого проверят в 2008 году?

В заключение вернемся к выступлению Константина Новоселова. По его словам, в 2008 году в зоне риска на выездную налоговую проверку находятся следующие группы компаний: убыточные и выполняющие показатели по сокрытию зарплаты (то есть подходящие по двум критериям); относящиеся к оптовой и розничной торговле, строительные компании и организации, проводящие сделки с недвижимостью. А также предприятия, отобранные по решениям различных комиссий (по возмещению НДС, убыткам и др.), и те, в отношении которых получена информация из внешних источников – правоохранительных и таможенных органов, а также и от простых граждан.

© "Бухгалтерия и кадры", №6, 2008

Комментарии

Справочник

(в помощь бухгалтеру)

Опрос

Какой режим налогообложения вы применяете?
Бухгалтерия и кадры
© Бухгалтерия и кадры, 2024