Компании, нанимающей на работу иностранца, важно иметь в виду несколько моментов. Первое – иностранец должен находиться в России на законном основании. Второе – нужно правильно оформить его на работу. Третье – нужно удерживать налог на его доходы в соответствии с налоговым статусом. И, наконец, четвертое - выплачивать ему зарплату необходимо с соблюдением валютного законодательства.
Работающий в российской фирме иностранец находится под действием как минимум четырех отраслей российского законодательства.
Порядок приема на работу и трудовые отношения регулируют законодательство о трудовой миграции и трудовое право. Налог на доходы считают в соответствии с Налоговым кодексом. А вот порядок выплаты зарплаты работающим иностранным гражданам – это сфера действия валютного законодательства.
Любые нарушения могут обернуться для фирмы финансовыми потерями, но наиболее существенными из них – если, конечно, иностранец не является нелегальным мигрантом (использование труда «нелегалов» карается очень сурово) – являются штрафы за незаконные валютные операции.
Итак, принимать на работу можно только «легальных» иностранцев – тех, кто имеет право находиться в России. А это право обретают иностранные граждане, имеющие вид на жительство, разрешение на временное проживание и временно пребывающие в России.
Законно находящимися на территории страны считают, во-первых, иностранных граждан, постоянно проживающих в России. Это люди, получившие вид на жительство – документ, выданный иностранцу в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, на свободный выезд и въезд на ее территорию. Выданный лицу без гражданства, он является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст. 3 Закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ).
Во-вторых, это иностранные граждане, находящиеся в России на основании разрешения на временное проживание в РФ в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, до получения вида на жительство. Разрешение может быть или в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, или в виде справки установленной формы, которую выдают лицу без гражданства.
В общем случае для того, чтобы принять на работу не гражданина России, работодатель должен иметь разрешение от ФМС России, а соискатель – разрешение на работу.
В-третьих, это иностранные граждане, временно пребывающие в России, у которых нет вида на жительство или разрешения на проживание. Они едут в Россию на основании визы или в безвизовом порядке, в основном – на заработки. Без визы в Россию разрешено въезжать гражданам тех государств, с которыми заключены соглашения о безвизовых поездках – Украина, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Азербайджан.
В зависимости от статуса пребывания иностранца в России находится порядок его трудоустройства в российской компании. В общем случае для того, чтобы принять на работу не гражданина России, работодатель должен иметь разрешение от Федеральной миграционной службы (ФМС России) на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а соискатель – разрешение на работу. Но в отдельных случаях обходятся без каких-либо разрешений.
Иностранца, имеющего вид на жительство, можно принять на работу в порядке, предусмотренном для граждан России, без каких-либо специальных разрешений вообще.
Нужно лишь потребовать у него в дополнение к стандартному «российскому» пакету документов копию вида на жительство. То есть иностранец с видом на жительство должен представить:
– паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
– трудовую книжку (если он до этого работал в России);
– страховое пенсионное свидетельство (если он до этого работал в России);
– документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих воинскому призыву);
– документ об образовании (при необходимости);
– копию вида на жительство.
Есть еще несколько категорий иностранных граждан, которые вправе рассчитывать на этот же упрощенный порядок устройства на работу. Это граждане Белоруссии, а также соотечественники, добровольно переселяющиеся в Россию из-за рубежа в рамках государственной программы; аккредитованные журналисты; приглашенные на работу в образовательные учреждения преподаватели; иностранные студенты, «подрабатывающие» в свободное от учебы время в своих вузах, и др. (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Оформить на работу иностранца без вида на жительство из безвизовой страны – дело тоже почти бесхлопотное. Разрешения ФМС России на использование иностранной рабочей силы применительно к таким иностранцам не требуется. Но только в том случае, если у человека есть разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).
Кроме стандартного набора документов будущий работник должен представить пластиковую карточку – разрешение на работу. Этот документ он должен получить в территориальном управлении ФМС России самостоятельно или через своего представителя сразу по приезде в Россию (часть IV постановления Правительства РФ
от 15 ноября 2006 г. № 681). Заметим, что иностранец может работать только в том регионе, где получил на это разрешение.
Но после того, как с таким человеком фирма заключила трудовой договор, ей нужно уведомить об этом ФМС России (форма уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 798) и в течение 10 дней – налоговую инспекцию (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).
Бланк уведомления приведен в письме ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676. В этом заключается так называемый уведомительный порядок оформления на работу иностранного работника.
А вот для того, чтобы принять на работу иностранца из «визовой» страны, фирме предстоит потрудиться. Действовать ей нужно согласно Правилам выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681).
В этой ситуации требуется еще получить заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников из территориального фонда занятости.
Затем это заключение вместе с пакетом документов надо представить в ФМС России, которая должна выдать соответствующее разрешение (часть II постановления № 681).
А потом, согласно части III этого постановления, необходимо оформить на работника пластиковую карту – разрешение на работу, заплатив государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
И, наконец, в течение 10 дней после заключения договора с сотрудником-иностранцем нужно сообщить об этом факте в налоговую инспекцию. В этом суть разрешительного порядка трудоустройства иностранцев.
В данном случае с работника нужно получить только:
– документ, удостоверяющий личность (общегражданский или заграничный паспорт либо паспорт моряка), – его нотариально заверенный перевод;
– цветную фотографию размером 3#4;
– нотариально заверенный перевод документа об образовании или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому;
– медицинские справки, подтверждающие отсутствие наркозависимости и инфекционных заболеваний.
После того как компания получила все необходимые разрешения, с иностранцем подписывают контракт на работу.
С этого момента сотрудник приступает к работе и приобретает право получать плату за труд. А работодатель обязан выплачивать наемному работнику причитающиеся ему деньги, а также удерживать из его доходов и перечислять в бюджет НДФЛ.
В каждой из этих операций важно правильно определять «резидентство» иностранного работника – налоговое и валютное.
Налоговые резиденты Российской Федерации (для расчета НДФЛ) – люди, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в течение 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Нерезиденты – те, кто находится в России менее 183 дней. Как определить эти 12 месяцев, покажем на примере.
То есть налоговое «резидентство» не зависит ни от гражданства, ни от других признаков (возраста, пола, национальности и др.). Единственный определяющий фактор – это срок пребывания человека на территории Российской Федерации.
По-другому определяет статус резидента валютное законодательство.
Обратимся к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Здесь сказано, что резиденты – это все граждане России, кроме тех россиян, которые постоянно проживают в иностранном государстве.
Другая группа валютных резидентов – это постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.
А нерезиденты – это все те, кого нельзя признать резидентами по указанным выше признакам (подп. 6, 7 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
То есть валютное законодательство определяет «резидентство», исходя из принципа постоянного проживания.
Следовательно, статусы налогового резидента и валютного резидента в России не являются понятиями идентичными, и уравнивать их нельзя.
От того, считается человек резидентом или нерезидентом по Налоговому кодексу РФ, зависит порядок расчета и величина ставки налога на его доходы. Так, в отношении доходов налогового нерезидента нельзя применять налоговые вычеты по НДФЛ, а сам налог удерживают по более высокой ставке (30%), чем у резидента (13%).
Может возникнуть вопрос: при чем же здесь валютное законодательство? Ведь, как рассуждают многие, иностранец, работающий в российской компании по договору, зарплату получает в рублях, а не, к примеру, в долларах США.
К сожалению, мало кто, выплачивая зарплату иностранному работнику – «валютному» нерезиденту в рублях (заметим, что делать это в иностранной валюте запрещено), видит валютную операцию.
Все дело в том, что рубль – это валюта Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). А операции с наличными рублями являются операциями с наличной валютой, если резидент (российская фирма) отчуждает ее (выдает в виде зарплаты) в пользу нерезидента (подп. б п. 9 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). Так что валютная операция налицо. Законодательством она разрешена, но с ограничением. В Законе № 173-ФЗ (абзац 3 п. 2 ст. 14) приведен закрытый перечень расчетов между юридическими лицами- резидентами и физическими лицами-нерезидентами, которые можно осуществлять наличными рублями, без использования банковских счетов. Выплата зарплаты здесь не поименована. Значит, если зарплату иностранцам (не имеющим вида на жительство) выдают без использования банковских счетов (то есть «наличкой»), то такая операция становится незаконной.
Это подтверждают и судебные решения. Например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2007 г. № Ф04-2592/2007(33774-А03-23). Судьи указали, что «выплата заработной платы нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации не отнесена… к валютной операции, которую юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования специальных банковских счетов в уполномоченном банке».
Значит, решили арбитры, платить зарплату нерезидентам наличными нельзя.
Несмотря на это, некоторые специалисты сомневаются в том, что валютное законодательство применимо к вопросам трудовых отношений. Аргументом служит то, что статья 136 Трудового кодекса РФ разрешает либо выплачивать зарплату из кассы организации («в месте выполнения работы»), либо перечислять ее «на указанный работником счет в банке». Никаких исключений для иностранных работников Трудовой кодекс не делает. Значит, полагают они, компании вправе выплачивать нерезидентам зарплату наличными.
Но и на этот счет тоже есть судебное решение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 июля 2007 г. № А78-5027/2006-С2-28/245-Ф02-4396/2007).
Суд указал, что «операции по отчуждению резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации относятся к валютным операциям, порядок осуществления которых регламентируется валютным законодательством…». При этом, отметили арбитры, нерезидентами в данном случае считаются как юридические, так и физические лица. Следовательно, выдача «заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации из кассы общества» – нарушение валютного законодательства. И статья 136 ТК РФ тут не поможет.
Так что в вопросе, каким образом выплачивать зарплату «валютным» нерезидентам, трудовое и валютное законодательства не пересекаются. Значит, компания-работодатель
должна выбрать такой вариант расчетов, чтобы ни то ни другое не было нарушено.
Ставка налога на доходы нерезидента равна 30 процентам.
Тем более что ответственность за нарушение валютного законодательства нешуточная. Штраф может составить от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, в нашем случае – выплаченной наличными деньгами зарплаты иностранцу-нерезиденту (ст. 15.25 КоАП РФ).
Выход один: на каждого работника, который не является «валютным» резидентом, нужно открыть счет в банке (выдав ему карточку) и переводить туда деньги. Тем более что Трудовому кодексу это никак не противоречит.
Итак, хлопот с иностранными работниками у бухгалтера немало. Но без их труда не обходится, пожалуй, ни одна строительная или транспортная фирма. Возможно, что мигрант будет возражать против карточки. Поэтому при приеме на работу следует провести с людьми разъяснительную беседу.
Кроме того, стоит подготовить и договорную базу. Если в коллективном договоре ничего не сказано о «зарплатных» картах, то надо составить к нему дополнительное соглашение о том, что в компании установлен порядок выплаты заработной платы работникам именно в безналичной форме. Это же условие нужно внести в текст трудовых договоров.
Безусловно, придется помочь некоторым приезжим заполнить анкеты для открытия «зарплатных» карт. И научить пользоваться банкоматом, тем более что дело это вовсе не хитрое.
Если зарплату иностранцам (не имеющим вида на жительство) выдают без использования банковских счетов (то есть «наличкой»), то такая операция становится незаконной.
© "Бухгалтерия и кадры", №1, 2008