Результаты работы столичных инспекторов, проводящих выездные проверки, станут проверять рабочие группы, в состав которых войдут квалифицированные налоговики. В приказе управления Федеральной налоговой службы по Москве от 1 сентября 2008 года прописан регламент создания этих групп и их функции. По мнению экспертов, этот регламент позволит исключить субъективное мнение отдельных инспекторов и повысит ответственность за результаты контрольной работы.
Эти рабочие группы будут рассматривать материалы проверок, по которым предполагаемая сумма доначислений подозрительно мала (до 10 тысяч рублей) либо, напротив, велика и требует контроля - от 50 миллионов рублей. В состав спецгрупп входят заместитель руководителя и начальники отделов УФНС. Вводимая УФНС система проверок будет устроена так, чтобы сделанные рабочей группой выводы сотрудники инспекции успевали учесть еще до окончания проверки.
Сейчас именно визиты к налогоплательщику стали для ФНС основным методом контроля. При этом согласно отчету ФНС в первом полугодии 2008 года выездные проверки ФНС оказались в две тысячи раз эффективнее камеральных, при которых инспектора работают с запрошенными у компаний документами без визита к налогоплательщику. Так, средняя результативность выездной проверки достигает 3,7 миллиона рублей, а камеральной - только 1,8 тысячи рублей.
Всего за первое полугодие управления ФНС провели по России 28 миллионов камеральных налоговых проверок и 44 тысячи выездных. По их результатам было доначислено 49,3 и 161,8 миллиарда рублей налогов соответственно.
Этот регламент направлен в первую очередь на повышение качества и результативности проводимых выездных налоговых проверок. Прежде всего это касается проверок крупнейших налогоплательщиков и налогоплательщиков, относящихся к "группе риска". При этом в "группу риска" попадают организации, периодически декларирующие убытки, имеющие уровень рентабельности ниже среднеотраслевого, заявляющие большие суммы налоговых вычетов по НДС, выплачивающие низкую заработную плату и т.д. (все эти факторы уже не раз озвучивались налоговыми органами, полный перечень таких факторов приведен в пп. 2 п. 7 регламента). Теперь проведение выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков будет напрямую контролироваться рабочей группой, созданной в управлении ФНС по Москве, причем контроль будет производиться с момента принятия решения о проведении проверки до момента вручения решения по итогам налоговой проверки.
С одной стороны, применение указанного регламента должно снизить количество сомнительных и бесперспективных в судебном плане доначислений. Ведь, по статистике 2007 года, по результатам обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, вынесенных по итогам выездных налоговых проверок, значительная доля жалоб налогоплательщика была признана обоснованной. С другой стороны, что более существенно и важно, утвержденный регламент направлен прежде всего на углубление контроля и повышение качества контрольной работы территориальных налоговых инспекций. При анализе материалов выездных налоговых проверок теперь будут использоваться информационные ресурсы федерального и регионального уровней; и на подготовительном этапе, и при проведении проверки специалисты территориальных инспекций будут получать рекомендации сверху, корректирующие работу инспекторов с учетом сложившейся практики, считает Наталья Новикова, ведущий консультант «Интерком-Аудит».
Источник: www.rg.ru