Вот и закончился 2007 год. Мы пока не говорим о наступившем 2008-м, потому что все мысли наших коллег-бухгалтеров заняты именно годом прошедшим. А точнее – годовым отчетом за 2007 год.
Самые предусмотрительные начали готовиться к этому событию заранее. Таких немало: на VII ежегодной практической конференции для бухгалтеров, посвященной сдаче годовой отчетности (она прошла 15 ноября в культурном центре «Меридиан», что в Москве на Профсоюзной улице), собралось несколько тысяч человек. И не зря – перед ними выступали известные специалисты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.
Генеральным спонсором конференции выступала компания «СКБ Контур», которая является официальным представителем электронной отчетности в России. И это cимволично, потому что электронная сдача отчетности становится массовым явлением. Ведь уже в 2007 году через Интернет сдают отчетность те компании, у которых средняя численность работников за 2006 год оказалась более 250 человек. С 1 января 2008 года их ряды пополнили те, у кого численность за 2007 год превысила 100 человек. Среди них – вновь созданные или реорганизованные юридические лица и все крупнейшие налогоплательщики (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Надеемся, что никто из бухгалтеров не пропустил 20 января – дату, когда нужно сдать в налоговую инспекцию справку о численности работающих за 2007 год. На основании справки инспекторы будут знать, что от «подателя сего» отчетность будет приходить в электронном виде. Заметим, что теперь это нужно делать каждый год, причем всем налогоплательщикам без исключения (письмо ФНС России от 9 июля 2007 г. № ЧД-6-25/536).
Если компания не подключится к каналам связи и не сдаст документы «электронно», это будет нарушением. Другое дело, если это произойдет по вине налоговиков. Например, если какая-то инспекция не готова принять электронную отчетность или не утвержден формат электронного отчета. Тогда можно сдать отчет на бумаге, и налоговая в приеме документов не откажет.
Об этом говорил в своем выступлении, полностью посвященном налоговому администрированию, Сергей Разгулин – заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Какое отношение имеет это к годовой отчетности? Да самое прямое. Каждая фирма должна знать основы налоговых отношений. Подготовлен – значит вооружен.
Лектор напомнил о новых правилах постановки на учет, проведения камеральных и выездных налоговых проверок и об истребовании документов при их проведении, о новом порядке обжалования решений налоговиков. На всех этапах контроля компании нужно быть начеку, чтобы не упустить момент, который можно использовать в своих интересах.
Например, в течение 10 дней после вступления в силу решения о взыскании налога с «провинившейся» фирмы инспекция должна предъявить ей требование об уплате. На исполнение требования отводят еще 10 дней. Если оно не исполнено, инспекция в течение двух месяцев должна принять решение о принудительном взыскании долга. Если этого не сделали, то в течение шести месяцев получить деньги с должника можно через суд. Но если пропущен и этот срок, наступает «правовой тупик»: нельзя взыскать долг ни в бесспорном порядке, ни через суд.
Не секрет, что в свое время многих порадовала норма о правовом статусе письменных разъяснений Минфина России (ст. 34.2 НК РФ). Но чиновник посоветовал пользоваться ими с осторожностью, если это ответы на частные запросы организаций. В подавляющем большинстве случаев проверяющие не сочтут их применимыми к ситуации любой другой фирмы. Поэтому, чтобы не рисковать, лучше самим писать подробные запросы в Минфин. Ответ дадут через два (максимум – три) месяца. Он назвал и адрес приемной Министерства финансов РФ в Москве: 109097, улица Ильинка, дом 9.
По словам Зои Чехариной, заместителя начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, политика министерства нацелена на то, чтобы не создавать напряжения вокруг НДС. Видимо, поэтому в 2007 году ведомство выпустило огромное количество писем, многие из которых были направлены в налоговую службу.
Зоя Чехарина в своем выступлении коснулась самого обсуждаемого в 2007 году вопроса – права на налоговые вычеты при неденежных расчетах.
Так, в 2007 году при использовании в расчетах собственного имущества принимаемую к вычету сумму налога нужно было определять, исходя из балансовой стоимости передаваемых в счет оплаты ценностей (п. 2 ст. 172 НК РФ). Об этом писал и Минфин России, письмо от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/31 было направлено в ФНС для исполнения. Однако в платежных поручениях сумму налога указывали, исходя из цены покупки. Таким образом, сумма, которую покупатель перечислял продавцу платежным поручением, и сумма налога, принимаемая к вычету, могли различаться.
Заметьте: с 1 января 2008 года (согласно новой редакции п. 2 ст. 172 НК РФ) при расчетах собственным имуществом принимают к вычету ту сумму налога, что была перечислена отдельным платежным поручением (Закон от 4 ноября 2007 г. № 255-ФЗ).
Другой спорный и принципиальный вопрос, связанный с уплатой налога отдельным платежным поручением, – вычет НДС при взаимозачете.
Лектор рассмотрела довольно часто встречающуюся «задачу». Например, если компания в октябре приобрела материалы для использования в облагаемой НДС деятельности, приняла их на учет и получила от поставщика счет-фактуру, то она, разумеется, на законном основании поставила «входной» налог к вычету.
Но, скажем, в ноябре партнеры договорились и провели взаимозачет. То есть возникла ситуация неденежных расчетов, при которой налог, предъявленный продавцом покупателю, по закону должен быть уплачен «живыми» деньгами на основании платежного поручения (п. 4 ст. 168 НК РФ). И если налог не перечислять, эта норма будет нарушена.
Однако взаимозачет не указан в качестве операции, при совершении которой необходима оплата «входного» НДС (п. 2 ст. 172 НК РФ). Налицо явная нестыковка налоговых норм.
Поэтому многие не перечисляли друг другу налог при «запоздалых» взаимозачетах, ссылаясь на то, что в момент вычета никто не мог предугадать, что взаимозачет состоится. И все оставляли, как есть – ведь вычет был сделан вовремя и на законном основании.
Другие поступали так, как предлагали финансисты: в периоде проведения взаимозачета налог перечисляли, а тот, который был принят к вычету ранее, восстанавливали (письмо Минфина России от 24 мая 2007 г. № 03-07-11/139).
Но госпожа Чехарина озвучила еще одну позицию по этому вопросу. Лектор предложила отдать в этой ситуации приоритет норме, изложенной в статье 168 кодекса. Тем более что в налоговой декларации по НДС появилась строка 240, в которой указывают подлежащую вычету сумму налога, предъявленную налогоплательщику и уплаченную им «на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении… зачетов взаимных требований…». В то же время восстановление ранее зачтенного налога в связи с проведением взаимозачета в кодексе не прописано.
Поэтому, несмотря на то что налоговики приветствуют восстановление налога, в ситуации с «запоздалым» взаимозачетом все-таки лучше «идти» через «уточненку», а не через восстановление. Правильнее, по словам лектора, поступить так: уменьшить НДС, поставленный к вычету, в периоде, когда ценности были приняты на учет и получен счет-фактура, сделав исправительные проводки и сдав «уточненку» за этот период. Затем оплатить налог платежными поручениями и принять его к вычету в периоде проведения взаимозачета. Другими словами – просто признать вычет преждевременным.
Во время выступления Зоя Чехарина призналась в одном из своих пристрастий. Оказывается, она «неравнодушна» к пункту 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. В общении со своими слушателями она всегда упоминает об этом пункте. Почему это случилось сейчас?
В связи с вопросом об оформлении счетов-фактур при возврате товаров и отражении изменений в книгах продаж и покупок. На эту тему тоже есть письмо Минфина России от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29, доведенное до сведения налоговой службы.
С возвратом товаров сталкивается практически любая торговая фирма. Как для поставщика, так и для покупателя важно, чтобы изменения были правильно зафиксированы в счетах-фактурах. Иногда достаточно, чтобы документ исправил продавец. А иногда «перевыставить» счет-фактуру поставщику должен покупатель.
Решение зависит от того, оприходовал ли покупатель товар, который возвращает.
Например, поставщик отгрузил товары, выставил счет-фактуру и уплатил налог в бюджет. Покупатель принял и оприходовал товар, получил счет-фактуру поставщика, поставил «входной» налог к вычету. Но в следующем налоговом периоде покупатель вернул товар. В этом случае возврат товара – не что иное, как «обратная реализация». Теперь уже покупатель реализует поставщику «не пригодившиеся» товары. Если обе стороны платят НДС, то «новый продавец» должен выставить «обратный» счет-фактуру.
Кроме того, он должен зарегистрировать этот документ в Книге продаж. А бывший поставщик – в Книге покупок. Естественно, после того как получит право на вычет «возвратного» НДС – оприходует товар и откорректирует учет.
Если же покупатель до момента возврата товар к учету не принял, ситуация будет другая. «Обратной реализации» нет. Со счетом-фактурой работает продавец.
Исправление в документ он должен внести на дату возврата, и при этом нужно указать количество и стоимость возвращенного товара. Лектор подчеркнула: исправления нужно заверить печатью фирмы и подписью руководителя, а также указать дату их внесения.
Затем госпожа Чехарина изложила позицию Минфина в отношении налогообложения НДС премий, вознаграждений, бонусов и скидок, которые выплачивает поставщик товаров предприятию торговли – магазину, то есть покупателю (письмо от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112).
Лектор подчеркнула, что в этом вопросе главное – это условия договора, из которых должно быть ясно, за что должен платить оптовик магазину.
Например, за продвижение товара. Это может быть привлечение внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика, например путем размещения товаров на полках магазина в оговоренных местах, выделения для товаров особого места в магазине и т. п. В этом случае налицо конкретная услуга, которую оказывает магазин поставщику и которая подлежит обложению НДС. А оптовик сумму этого налога может поставить к вычету.
Но бывают и другие премии и вознаграждения – не связанные, по мнению финансистов, с рекламой и продвижением товаров. Например, когда поставщик платит покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети или за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т. п. Плата за подобные действия, по мнению Минфина, – это не оплата товаров, работ или услуг. Значит, делают вывод финансисты, указанные суммы НДС облагать не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
По договору поставки, напомнила лектор, продавец может предоставлять покупателю скидки, бонусы и премии, уменьшив цену ранее поставленных товаров. В этом случае ему нужно в выставленный при отгрузке счет-фактуру внести исправления (п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914). Кроме этого необходимо внести изменения в Книгу продаж (п. 16 Правил). И представить в инспекцию уточненную налоговую декларацию.
Действия покупателя таковы. Он регистрирует исправленный счет-фактуру в Книге покупок. Суммы налога на добавленную стоимость предъявляет к вычету в том налоговом периоде, в котором получил исправленный документ. Если же покупатель зарегистрировал счет-фактуру в Книге покупок и принял НДС к вычету до того, как продавец внес исправления, то в Книгу нужно внести соответствующие изменения – с использованием дополнительного листа. И, конечно, тоже сдать «уточненку».
Как отметил Константин Новоселов, начальник отдела Управления администрирования налога на прибыль ФНС России, большинство поправок 2007 года в законодательство о налоге на прибыль – это поправки «узкие».
Сначала лектор рассмотрел группу поправок, внесенных Законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. В частности, было уточнено, что списанная кредиторская задолженность по взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды не увеличивает налоговую базу по доходам – по аналогии с задолженностью по налогам (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 2005 года.
Следующие поправки распространяются на правоотношения, возникшие в 2007 году. И они также «узкие», поскольку касаются немногочисленной группы организаций.
Так, благодаря Закону от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ появилась возможность учитывать в составе «налоговых» затрат расходы на приобретение земельных участков. Для этого кодекс предусматривает два варианта, один из которых компания должна закрепить в налоговой учетной политике.
Вариант первый. Организация признает расходы равномерно в течение периода, который установила самостоятельно, но он должен быть не менее пяти лет. Если же земельный участок приобретен в рассрочку более чем на пять лет, расходы признают равномерно в течение всего этого срока (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).
Вариант второй. В каждом отчетном (налоговом) периоде фирма может включать в расходы сумму, не превышающую 30 процентов от суммы прибыли прошлого налогового периода, до полного списания всей стоимости участка (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ). При расчете этих процентов из налоговой базы периода исключают расходы на приобретение прав на земельные участки.
Закон от 27 июля 2006 г. № 144-ФЗ с 1 января 2007 года снизил срок признания расходов на НИОКР. Если они дали положительный результат – с двух лет до одного года (абзац 2 п. 2 ст. 262 НК РФ), если не дали положительного результата - с трех лет также до одного года (абзац 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).
Господин Новоселов напомнил: IT-компании с 1 января 2007 года могут признавать в составе материальных затрат расходы на приобретение электронно-вычислительной техники (п. 15 ст. 259 НК РФ). То есть они вправе списывать стоимость этой техники на «налоговые» затраты не постепенно (через амортизацию), а единовременно – в момент ввода техники в эксплуатацию.
Однако при этом IT-организация должна соответствовать критериям, перечисленным в пунктах 7 и 8 статьи 241 кодекса.
А вот возможность применять амортизационную премию (то есть признавать единовременно в качестве «налоговых» расходов до 10% капитальных затрат) в случае реконструкции основных средств получили все организации (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). В свое время реконструкцию «забыли» включить в перечень капитальных вложений, при которых с 1 января 2006 года можно применять амортизационную премию. Эта недоработка была устранена с 1 января 2007 года.
Следующую поправку вряд ли можно назвать «узкой». Ее внес Закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Она начинает действовать с 1 января 2008 года, но использовать ее в своих интересах можно было уже в 2007 году.
Затраты на приобретение имущества стоимостью до 20 000 рублей с 1 января 2008 года можно списывать единовременно как материальные «налоговые» расходы - при вводе в эксплуатацию. Поэтому объект дешевле 20 000 рублей, купленный в конце 2007 года, можно было не торопиться вводить в эксплуатацию. Ведь тогда нужно было бы действовать по правилам прошлого года: начислять на него амортизацию. А если ввести оборудование в эксплуатацию в 2008 году, тогда его полностью можно учесть в «налоговых» затратах.
Чиновник, работающий с налогом на прибыль, конечно же не мог обойти вниманием животрепещущий вопрос об обоснованности расходов, включаемых в налоговую базу.
В помощь слушателям семинара лектор привел очень интересное с практической точки зрения определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-ОП «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 НК РФ».
Что неконституционного обнаружили депутаты в кодексе? То, что глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» не устанавливает конкретных признаков экономической обоснованности затрат. В ней нет исчерпывающего перечня расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. А критерии, установленные в статье 252 НК РФ, носят неопределенный характер, что ведет к многочисленным судебным спорам.
Отказ «в принятии к рассмотрению» – не что иное, как обоснованное признание упомянутых норм полностью конституционными.
Законодатели не стали вводить закрытый перечень затрат и ограничивать право налогоплательщиков самостоятельно решать, относить или не относить те или иные затраты к «налоговым». При этом деятельность каждого бизнесмена изначально направлена на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Исходя из этого, компания несет расходы ради достижения своей основной цели. А этот критерий прямо обозначен в кодексе, как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Как же действовать налогоплательщику? Сначала «поискать», не поименован ли его расход в статье 270 кодекса (в ней перечислены те расходы, которые нельзя учитывать при расчете налога на прибыль). Затем для обоснования затрат, которые не упомянуты в кодексе, использовать, как сказал господин Новоселов, любые документы, которые можно предъявить налоговой инспекции.
Важно помнить, что обоснованность расхода следует доказывать с учетом намерений и целей расхода, а не его результата. Чиновник предупредил, что налоговики, как правило, проводят оценку нескольких отчетных периодов. И если фирма, например, торгует с убытком из квартала в квартал и при этом не снижает расходы, не пересматривает ценовую политику, то эту убыточную торговлю они наверняка признают экономически необоснованной.
Все лекторы говорили и о 2008 годе. Но это уже совсем другая история…
© "Бухгалтерия и кадры", №1, 2008