Практически каждый работающий человек знает, что с выходом на пенсию привычный уровень его доходов может уменьшиться. Причем уменьшиться весьма существенно. Поэтому человек начинает задумываться об обеспечении достойного уровня жизни еще во время работы. Государство предлагает способ увеличения уровня пенсионного дохода.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 2 статьи 5 этого документа, трудовые пенсии по старости могут состоять из нескольких частей: базовой, страховой и накопительной.
Порядок финансирования указанных частей трудовых пенсий и их учет в Пенсионном фонде регламентируются законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, в пункте 3 статьи 9 этого закона отмечено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, поступающих в федеральный бюджет. А формирование страховой и накопительной частей пенсии производится за счет средств, перечисляемых в Пенсионный фонд.
Как известно, в настоящее время средства на формирование накопительной части трудовой пенсии перечисляются только на индивидуальные счета людей, рожденных в 1967 году или позже. Между тем, согласно первоначальной редакции закона № 167-ФЗ, которая действовала до 2005 года, категорий людей, имеющих право на формирование накопительной части пенсии, было больше. Напомним, страховые взносы на формирование накопительной части пенсии были установлены также и для мужчин 1953–1966 года рождения и для женщин 1957–1966 года рождения. Правда, их размер был незначительный – всего 2 процента. Но, тем не менее, граждане среднего возраста не выпадали совсем из системы накопительного пенсионного страхования.
Необходимо добавить, что перечисление взносов на накопительную часть пенсии осуществлялось в рамках реформирования пенсионной системы. Она была нацелена на то, чтобы люди сами откладывать определенную часть денежных средств для своего нормального обеспечения в будущем. Только вот возможность дополнительного формирования пенсии самими гражданами не была предусмотрена на законодательном уровне.
В настоящее время средства на формирование накопительной части трудовой пенсии перечисляются только на индивидуальные счета людей, рожденных в 1967 году или позже
Как мы уже отметили, начиная с 2005 года, в процессе формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений участвуют люди не всех возрастных категорий. Только лица 1967 года рождения и моложе. У людей старшего возраста все суммы взносов, уплачиваемых за них работодателями, идут на финансирование только страховой части их трудовых пенсий. В то время как страховые взносы за людей, рожденных в 1967 году или позднее, распределяются на формирование как страховой, так и накопительной частей пенсии. Таким образом, не все люди могут рассчитывать на увеличение в будущем размера своих трудовых пенсий. Ведь его можно регулировать только за счет накопительной части пенсии.
Конституционный Суд РФ счел недопустимым исключать из системы формирования накопительной части пенсии лиц, которые ранее принимали в ней участие (мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения). В своем постановлении от 25 декабря 2007 г. № 14-П суд отметил, что внесение произвольных изменений в действующее правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Поэтому законодателям было предписано разработать меры по возобновлению участия отдельных категорий застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. При этом люди должны иметь возможность не только управлять средствами, ранее накопленными на открытых в Пенсионном фонде индивидуальных лицевых счетах. У них также должна быть возможность пополнять эти средства и, тем самым, продолжать формирование своих пенсионных накоплений.
С 1 октября 2008 года вступает в действие закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»1 (далее – закон № 56-ФЗ). Согласно этому документу в системе формирования накопительной части пенсии могут участвовать все люди без ограничения по возрасту. Причем, даже те лица, которые ранее не принимали в ней участия в связи с возрастными рамками (мужчины – до 1953 года и женщины – до 1957 года рождения). Кроме того, люди смогут активно участвовать в формировании своей будущей пенсии, так как им дано право пополнять накопительную часть пенсии за счет добровольных взносов.
Застрахованное лицо сможет выбрать один из способов перечисления дополнительных взносов: самостоятельно или через работодателя (п. 3 ст. 2 закона № 56-ФЗ). При этом размер дополнительного страхового взноса также будет определяться самим человеком. Его величина может быть установлена как в твердой сумме, так и в процентном отношении от заработной платы. И что немаловажно, размер дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемого застрахованным лицом, может быть в любое время изменен по его заявлению (п. 1, 2 ст. 5 закона № 56-ФЗ).
Начать копить на будущую пенсию совсем несложно: достаточно написать заявление (п. 1 ст. 3 закона № 56-ФЗ). Подать его можно в территориальный орган Пенсионного фонда самостоятельно по месту жительства или через работодателя (п. 1 ст. 4 закона № 56-ФЗ).
Кроме того, человек, участвующий в системе обязательного пенсионного страхования, вправе по своему усмотрению прекращать или возобновлять уплату таких взносов (п. 2 ст. 3 закона № 56-ФЗ).
Если же человек, который перечисляет дополнительные взносы на формирование накопительной части пенсии, увольняется с предприятия, то ему и заявления о прекращении уплаты добровольных взносов подавать не надо. Это произойдет автоматически со дня прекращения трудовых правоотношений (п. 4 ст. 5 закона № 56-ФЗ).
Государство обещает поддержать формирование пенсионных накоплений путем их софинансирования. Но рассчитывать на это могут только лица, которые добровольно платят дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии
Государство обещает поддержать формирование пенсионных накоплений путем их софинансирования. Но рассчитывать на это могут только лица, которые добровольно платят дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Кроме того, их сумма за предыдущий год не должна быть менее 2000 рублей (п. 3 ст. 12 закона № 56-ФЗ).
Кроме самих заинтересованных лиц и государства в формировании пенсионных накоплений может принять участие и работодатель (ст. 8 закона № 56-ФЗ).
Для стимулирования участия в формировании пенсионных накоплений как самих граждан, так и их работодателей, государство предлагает ряд льгот. Они вводятся в действие законом от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ, который вносит изменения в налоговое законодательство.
Во-первых, как было сказано ранее, государство обещает принять участие в увеличении пенсионных накоплений застрахованных лиц путем софинансирования накопительной части пенсии. Правда размер взносов на софинансирование не может превышать 12 000 рублей за год (п. 1 ст. 13 закона № 56-ФЗ).
Во-вторых, сумма, полученная в результате софинансирования, не облагается НДФЛ (п. 38 ст. 217 НК РФ).
В-третьих, не облагаются НДФЛ и взносы работодателя, перечисляемые на накопительную часть трудовой пенсии работника. Правда, величина взноса, не подлежащего налогообложению, ограничена 12 000 рублей за год (п. 39 ст. 217 НК РФ).
В-четвертых, внося средства на свою будущую пенсию, человек может предъявить их к социальному вычету наравне с суммами, уплаченными за обучение или лечение (подп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). При этом сумма социальных налоговых вычетов с 1 января 2009 года возрастает до 120 000 рублей (вместо нынешних 100 000 рублей). Следует отметить, что социальные налоговые вычеты при уплате взносов на пенсионные накопления предоставляются только при наличии документов, которые подтверждают их фактическую уплату. Одним из таких документов может являться справка работодателя, в которой будет указана сумма взносов работника. Ее форма должна быть утверждена налоговым ведомством.
Внося средства на свою будущую пенсию, человек может предъявить их к социальному вычету наравне с суммами, уплаченными за обучение или лечение
В-пятых, взносы работодателя на пополнение накопительной части пенсий работников в размере 12 000 рублей на каждого застрахованного не облагаются ЕСН (подп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ). Если же сумма взносов, перечисляемых на будущую пенсию, превышает вышеуказанное ограничение, с суммы превышения налог исчисляется в обычном порядке.
В-шестых, работодатели смогут учесть взносы при расчете налога на прибыль как расходы на оплату труда. Но есть один нюанс. Относимая на затраты совокупная сумма этих выплат и взносов по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников не может превышать 12 процентов расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Как мы уже сказали, человек, который заинтересован в увеличении размера своей будущей пенсии, должен написать заявление в Пенсионный фонд РФ (самостоятельно или через работодателя). Заявление заполняется на стандартном бланке, который разрабатывает и утверждает ПФР.
В заявлении обязательно должны быть указаны следующие сведения:
– страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
– фамилия, имя, отчество гражданина;
– место жительства гражданина.
Но если у желающего пополнить свою будущую пенсию еще не открыт индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, нужно будет представить дополнительную информацию, которая необходима для начальной регистрации.
Если сотрудник изъявит желание подать заявление через работодателя, последний не вправе отказать в принятии такого документа. В течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления работодатель должен направить документ в территориальный орган Пенсионного фонда по месту своей регистрации.
Если сотрудник изъявит желание подать заявление через работодателя, последний не вправе отказать в принятии такого документа
Следует отметить, что предприятия, в которых среднесписочная численность работников за предыдущий календарный год превышает 100 человек, обязаны представлять полученные заявления в электронной форме (п. 4 ст. 4 закона № 56-ФЗ).
Получив заявление, Пенсионный фонд направит человеку уведомление о получении, результатах рассмотрения и даты, с которой можно начинать уплату дополнительных страховых взносов. Причем на отправку такого уведомления фонду отводится 10 рабочих дней после получения заявления.
На основании полученного заявления бухгалтер будет удерживать из заработной платы работника соответствующую сумму и перечислять ее на накопительную часть трудовой пенсии. Удержание взносов из зарплаты необходимо начинать со следующего месяца (п. 2 ст. 7 закона № 56-ФЗ). Такие удержания будут производиться ежемесячно до тех пор, пока работник не передумает финансировать свою будущую пенсию или уволится из компании.
Поучаствовать в софинансировании будущих пенсий своих сотрудников может и работодатель. Такое решение необходимо оформить отдельным приказом либо включить соответствующие положения в трудовой или коллективный договоры (п. 1 ст. 8 закона № 56-ФЗ). При этом размер взносов работодатель должен определять ежемесячно в отношении каждого своего работника (п. 3 ст. 8 приказа № 56-ФЗ).
Перечислять удержанные из зарплаты сотрудников дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы, которые платит работодатель, можно будет одним платежным поручением (п. 3 ст. 9 приказа № 56-ФЗ). Делать это придется в сроки, установленные для уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. То есть ежемесячно в день, установленный для получения в банке средств на оплату труда, или в день перечисления зарплаты на счета работников, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Перечислять удержанные из зарплаты сотрудников дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы, которые платит работодатель, можно будет одним платежным поручением
При перечислении дополнительных взносов в бухгалтерии должен быть сформирован реестр застрахованных лиц (п. 4 ст. 9 приказа № 56-ФЗ). Он должен содержать следующие сведения:
– общая сумма перечисляемых средств, в которую включаются данные о размере дополнительных страховых взносов и сумме взносов работодателя (в случае их уплаты);
– номер платежного поручения и дата его исполнения;
– страховые номера индивидуальных лицевых счетов сотрудников;
– фамилия, имя и отчество каждого работника;
– сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;
– размер взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их перечисления).
При этом сведения об общей сумме перечисляемых взносов должны быть заверены банком, через который производится их уплата (п. 5 ст. 9 приказа № 56-ФЗ).
Такие реестры нужно будет сдавать в Пенсионный фонд ежеквартально в срок, не превышающий 20 дней со дня окончания квартала. Форму реестра и порядок его представления должен разработать ПФР.
Работник может получить сведения как о своих дополнительных взносах, так и о взносах работодателя из расчетного листка (п. 8 ст. 9 приказа № 56-ФЗ).
Как видно, уплата и учет взносов на дополнительную часть пенсии создают дополнительную нагрузку сотрудникам бухгалтерии и руководству компании. Но не надо забывать, что эти люди являются не только должностными лицами, но и работниками. И они, также как и прочие сотрудники, могут быть заинтересованы в дополнительном финансировании своей будущей пенсии. Кроме того, софинансирование организацией пенсионных накоплений своих работников может стать частью соцпакета, как обучение и медицинское страхование. А это, в свою очередь, будет способствовать привлечению на предприятие наиболее квалифицированных кадров и, как следствие, повышению конкурентоспособности фирмы.
© "Бухгалтерия и кадры", №8, 2008