Ирина Кирюшина [1]
Минфин России в очередной раз расстарался и выдал на-гора свое новое творение под названием «налоговая декларация по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения». Чем новая форма декларации отличается от прежней? Каковы особенности заполнения титульного листа и отдельных листов и разделов декларации? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с составлением декларации, вы найдете в этой статье.
Приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения. Данный приказ вступил в силу с 1 июля 2008 года.
В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговые декларации по установленной форме представляются в сроки, предусмотренные законодательно. Поскольку в июле 2008 года уже действует новая форма декларации, то именно по этой форме организациям и надлежит отчитываться при сдаче декларации за первое полугодие 2008 года.
Сразу отметим, что новая декларация, в принципе, дублирует старую. Но различия между ними, безусловно, есть. О них-то мы и поговорим подробнее.
Все поправки условно можно поделить на существенные и технические.
Существенными поправками можно назвать введение в декларацию новых показателей, исключение из нее устаревших данных и т. п. Эти изменения вызваны необходимостью приведения декларации в соответствие с требованиями действующего на текущий момент налогового законодательства. Технические поправки обусловлены стремлением законодателей усовершенствовать форму декларации, унифицировать ее, сделать ее легкой и удобной для заполнения налогоплательщиком. Поправки внесены практически во все листы декларации.
Общие изменения
Ярким примером технической поправки, касающейся декларации в целом, является включение в декларацию (подразделы 1.1, 1.2 листа 02, приложения 1–5 к листу 02) поля «признак налогоплательщика (Код)».
Отметим, что и раньше сельскохозяйственные товаропроизво-дители – плательщики налога на прибыль по ставке 0 процентов обозначали свою принадлежность к льготной категории налогоплательщиков, ставя отметку «V» по коду строки 001 в листе 02 приложений 1–5 к листу 02 декларации.
Для таких организаций практически ничего не изменилось: в тех же разделах, листах и приложениях к декларации, что и раньше, они должны будут проставить код «2» в поле «Признак налогоплательщика».
Но дело в том, что перечень «льготников» по налогу на прибыль уже давно не исчерпывается одними только сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Законами ряда регионов организациям-резидентам особой экономической зоны предоставлено право платить налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ от деятельности, осуществляемой в такой зоне, по пониженным ставкам (но не ниже 13,5 процента), что соответствует положениям последнего абзаца пункта 1 статьи 284 НК РФ.
Отразить же этот факт в декларации таким организациям было негде. Теперь оплошность устранена. В поле «Признак налогоплательщика» раздела 1.1 или 1.2 декларации им следует поставить код «1», а в листе 02 и в приложениях 1–5 к листу 02 код – «3».
Титульный лист и лист 03 декларации содержат поле «Налоговый (отчетный) период (код)». Соответствующие коды приведены в приложении 1 к Порядку заполнения декларации. Включены в перечень кодов и отчетные периоды налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Им присвоены коды в диапазоне с 35 по 46. В результате унификации кодов поле «Номер месяца», которое раньше заполняли только вышеназванные налогоплательщики, просто потеряло всякий смысл, а потому из новой формы оно исключено.
Далее мы остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, изменениях, внесенных в отдельные листы и разделы декларации.
Титульный лист
В поле «Вид документа» Титульного листа ранее указывался код декларации: при представлении первичного документа в нем нужно было поставить 1, при подаче корректирующего – 3. При сдаче «уточненки» также следовало указать и код налогового (отчетного) периода, за который эта декларация подается.
В новой форме поле «Вид документа» трансформировалось в поле «Номер корректировки», в котором достаточно поставить «0» – при представлении первичной декларации или номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.) – при представлении уточненной декларации.
В «новом» Титульном листе не нужно указывать наименование налогового органа, в который представляется декларация. Достаточно указать лишь код налогового органа (его берут из Свидетельства о постановке на учет налогоплательщика ) и код места нахождения налогового органа, который приведен в приложении 2 к Порядку заполнения декларации.
Раньше в Титульном листе были расположены две зоны «подписи» – для организации-налогоплательщика и для представителя налогоплательщика, каждая из которых содержала такие реквизиты, как Ф.И.О. (руководителя организации, руководителя фирмы или физического лица-представителя), его подпись, дату. Но в каждом конкретном случае декларация заверяется одной подписью: либо руководителя организации, либо представителя.
Теперь это обстоятельство учтено. Зона «подписи» стала единой и может использоваться в любом из этих двух случаев. Каждому случаю присвоен свой код, который организация должна указать в специальном поле.
В случае когда за составление декларации отвечает организация-налогоплательщик, в этом поле ставится «1», если эти полномочия переданы представителю – то «2».
Отметим, что и на других страницах декларации, требующих заверения, также осталась одна строка с подписью и датой (вместо двух – как было раньше).
Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»
Подраздел 1.1 этого раздела, как и прежде, адресован организациям, уплачивающим авансовые платежи и налог на прибыль. Этот подраздел заметно сократился за счет исключения из него лишней и устаревшей информации.
Информация о крайнем сроке уплаты авансовых платежей (налога), которую налогоплательщику предписывалось указывать по строке 020, никакой смысловой нагрузки в контексте этого подраздела не несла. Чтобы не загромождать декларацию, строку 020 из подраздела 1.1 было решено удалить.Та же участь постигла и строки 051, 081, 091 данного подраздела «старой» декларации. В этих строках отражались суммы налога с налоговой базы переходного периода, причитающегося к уплате соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Эти суммы организация определяла расчетным путем на основе данных строк 320–350 листа 02 декларации. В свою очередь сумма строк 051, 081, 091 подраздела 1.1 формировала показатель строки 360 листа 02.
Поскольку переходный период закончился 31 декабря 2006 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ), необходимость в строках 051, 081, 091 раздела 1.1, а также в строках 320–360 листа 02 в настоящее время отпала. То же самое можно сказать и о строке 090 подраздела 1.1, по которой подобные организации указывали код бюджетной классификации на уплату в местный бюджет суммы налога с налоговой базы переходного периода.
Подраздел 1.2 раздела 1 заполняют организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи. В строках 020, 030, 040 данного подраздела старой декларации указывался последний день каждого из трех сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей. В подразделе 1.2 новой декларации таких строк больше нет: они исключены за ненадобностью.
Приложение 1 к листу 02
По строке 100 данного приложения организации, как и раньше, отражают сумму внереализационных доходов, определяемую в соответствии со статьей 250 НК РФ. В строки, по которым приводится расшифровка таких доходов, добавлена строка 103 «Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав».
Кроме того, в приложение 1 включены еще две новые строки:
023 «Выручка от реализации предприятия как имущественного комплекса»;
200 «Сумма доходов, не учитываемых при определении налоговой базы».
Введение первой из этих строк (023) мы прокомментируем в следующем разделе.
Сумма доходов, не учитываемых в целях налогообложения, показывается по строке 200 справочно, в расчете налога она не участвует.
Приложение 2 к листу 02
Это и следующее приложения к листу 02 подверглись, пожалуй, самым большим корректировкам. Рассмотрим наиболее интересные поправки из тех, что внесены в приложение 2.Одна из них касается реализации предприятия как имущественного комплекса.
С 1 января 2008 года в главу 25 НК РФ введена статья 268.1, которая регулирует порядок признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса. Есть в этой статье и норма, касающаяся продавца предприятия – пункт 4 статьи 268.1 НК РФ. Она говорит о возможности и правилах признания в целях налогообложения убытка, полученного продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса. Других специальных норм в отношении продавца предприятия статьей 268.1 НК РФ не установлено. Следовательно, он должен руководствоваться общим порядком признания доходов и расходов, предусмотренным главой 25 НК РФ в частности, статьей 268 НК РФ.
Но судя по Порядку заполнения новой декларации, финансовое ведомство считает иначе. Показывая по строке 023 выручку от реализации предприятия, продавец должен учитывать положения статьи 268.1 НК РФ. Какие именно положения должны приниматься во внимание, Порядком заполнения не конкретизируется.
Далее. По мнению Минфина России, продавец предприятия как имущественного комплекса может включить в состав признанных расходов текущего отчетного (налогового) периода стоимость чистых активов этого предприятия, отразив ее по строке 061 приложения 2 к листу 02. На наш взгляд, на нормах главы 25 НК РФ этот вывод не основан.
Если величина обязательств продаваемого предприятия не меньше величины его активов, то стоимость чистых активов такого предприятия равна нулю (п. 1 ст. 268.1 НК РФ). В этом случае продавцу, который будет действовать по «сценарию», предложенному Минфином России, придется уплатить налог на прибыль с полной суммы выручки, что крайне невыгодно налогоплательщику.
Приложение 3 к листу 02
В этом приложении отражаются операции, финансовые результаты по которым учитываются в целях налогообложения в особом порядке. И в этом приложении организации найдут много нового.
По строке 010 приложения 3 теперь нужно указывать, сколько объектов амортизируемого имущества было продано в отчетном (налоговом) периоде (а не сколько сделок было проведено по реализации такого имущества – как раньше).
Эта поправка представляется нам вполне логичной – ведь убыток от реализации амортизируемого имущества считается по каждому объекту такого имущества, а не по каждой сделке.
Данные, которые показывались по строкам 240, 250, 260 приложения 3 старой декларации, из новой формы исключены. Их место заняла новая информация. Но ее оказалось так много, что трех прежних строк не хватило: пришлось вводить новые строки: с 270-й по 330-ю.
Итак, по строкам 240–260 приложения 3 новой декларации отражаются операции по реализации прав на земельные участки, результаты которых учитываются в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 264.1 НК РФ. При получении убытка от реализации права на земельный участок сумма убытка проставляется по строке 260.
Убыток определяется по каждому земельному участку отдельно.
Правила налогового учета операций по реализации долей, паев установлены статьей 268 НК РФ. По мнению контролирующих органов, убыток от реализации долей, паев в целях налогообложения не учитывается. Поэтому учет операций по реализации долей, паев должен вестись организацией в разрезе каждой операции (письма Минфина России от 8 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/735, УФНС России по г. Москве от 22 июня 2007 г. № 20-12/059641.1).
Вероятно, именно этим объясняется решение вынести в приложение 3 показатели по операциям реализации долей, паев, по которым получен убыток: под них отведены строки с 270-й по 290-ю приложения 3.
Напомним, что в старой декларации выручка от реализации долей, паев отражалась в составе выручки от реализации имущественных прав по строке 013 приложения 1.
Строки с 300-й по 330-ю предназначены для отражения операций по приобретению предприятия как имущественного комплекса.
Покупатель такого предприятия может приобрести его как с надбавкой, так и со скидкой. Сумма надбавки (положительной разницы между ценой покупки предприятия и стоимостью его чистых активов) включается покупателем в состав расходов. Сумма скидки покупателя (при превышении стоимости чистых активов предприятия над ценой покупки) образует его налогооблагаемый доход. Сумма надбавки (скидки) учитывается при исчислении налога на прибыль по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 268.1 НК РФ.
Цена приобретения предприятия, стоимость его чистых активов, надбавка и скидка показываются соответственно по строкам 300, 310, 320, 330.
Обратите внимание: в итоговую сумму выручки от реализации, показываемую по строке 340 этого приложения, организация должна включить стоимость чистых активов в итоговую сумму расходов (строка 350) – цену приобретения предприятия, в итоговую сумму убытков (строка 360) – сумму надбавки.
Приложение 5 к листу 02
Это приложение представляют только те организации, в состав которых входят обособленные подразделения. Подобные организации должны исчислить долю налога на прибыль (авансовых платежей по налогу), подлежащую уплате в бюджет субъекта РФ, приходящуюся на головную организацию и на каждое из ее обособленных подразделений.
Организация, имеющая на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, может принять решение уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта через одно подразделение (ответственное), уведомив о своем решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения состоят на налоговом учете (п. 2 ст. 288 НК РФ).
В последнем случае организация обязана отчитаться по налогу на прибыль как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.
В приложение 5 добавлена строка 121 «Ежемесячные авансовые платежи за I квартал следующего налогового периода».
В I квартале следующего налогового периода организация ежемесячно уплачивает авансовый платеж в той же сумме, что и в каждом месяце IV квартала предыдущего налогового периода (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Таким образом, заполнить строку 121 организация сможет только при составлении налоговой декларации за 9 месяцев и за год.
Раздел А листа 03 «Расчет налога налоговым агентом»
Этот раздел также претерпел изменения, которые заключаются в следующем.
По строке 070 раздела А теперь показывается сумма дивидендов, распределяемая в пользу всех российских акционеров (в отличие от старой формы, в которой по этой строке отражалась лишь сумма дивидендов, подлежащая распределению российским организациям–плательщикам налога на прибыль).
Следовательно, если в число акционеров компании входят, например, российские организации, применяющие специальные налоговые режимы, а также физические лица – налоговые резиденты РФ, то сумму дивидендов, начисленных в их пользу, компания также должна отразить по строке 070.
Сумму дивидендов, объявленных в пользу российских организаций – плательщиков налога на прибыль, теперь следует указывать по строке 071 (если дивиденды облагаются по ставке 9 процентов) либо по строке 072 (если к ним применяется ставка 0 процентов).
Лист 04 «Доходы, облагаемые по иным ставкам»
В этом листе организация декларирует все свои доходы, с которых она уплачивает налог на прибыль по ставкам, отличающимся от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (24%).
К таким доходам, в частности, относятся доходы от долевого участия в иностранных организациях.
С 1 января 2008 года дивиденды, полученные российской организацией от зарубежной фирмы, облагаются налогом на прибыль:
– по ставке 0 процентов (при выполнении условий, предусмотренных подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ),
– либо по ставке 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст.284 НК РФ).
Ранее налог на прибыль с этого дохода начислялся по ставке 15 процентов.
Изменение налоговой ставки потребовало внесения правок и дополнений в перечень доходов, отражаемых в поле «Вид дохода» листа 04.
Так, дивиденды, облагаемые налогом на прибыль по ставке 9 процентов, зашифрованы в этом перечне под цифрой «4», а код «5» в новой форме присвоен дивидендам, облагаемым по ставке 0 процентов.