Елена Цивилева [1]
1 июля 2008 года в Москве прошел консультационный семинар для бухгалтеров, посвященный вопросам налогообложения в 2008 году. Слушатели получили много полезной информации, в том числе по самому спорному налогу – налогу на прибыль. Мероприятие провела Татьяна Крутякова, известный автор книг по налоговой тематике. Организатором семинара выступил Центр образования «ЭЛКОД».
Изюминкой семинара была его практическая направленность. Речь шла о том, что изменилось в декларации по налогу на прибыль, нужно ли переоценивать валютные авансы, а также о том, что со следующего года бухгалтерский и налоговый учет основных средств разойдутся еще дальше. Кроме того, лектор затронула проблемы признания расходов, связанных с командировками сотрудников.
Авансовый отчет командированного
Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Первая проблема может возникнуть, если срок командировки превысит 40 дней, включая время проезда (инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62).
В этом случае налоговики переквалифицируют командировку в перевод сотрудника на другую работу. Каковы последствия этого для налогоплательщика?
Во-первых, ему не зачтут командировочные расходы (билеты на проезд, суточные и т. д.). Во-вторых, компанию могут наказать за непостановку на учет по местонахождению обособленного подразделения.
Вторая проблема – несвоевременный возврат из командировки. Это случается нередко: например, сотрудник решил на обратном пути заехать к родственникам или просто не смог купить обратный билет на нужный день. Расходы также не признают, а «просроченный» возврат сотрудника из командировки инспектор сочтет возвратом из отпуска. Здесь выход один – продлевать срок командировки. Но обязательно должно быть командировочное удостоверение, если поездка – по России (для зарубежных командировок этот документ не требуется), поскольку только им можно подтвердить сроки командировки. Скользкий момент связан с составом расходов на командировку. Традиционно к ним относят расходы на проезд, на проживание и суточные. Но во время служебной поездки сотрудник может нести и другие расходы – на провоз багажа, на междугородную телефонную связь и т. д. Это уже другие расходы. Но если сотрудник включит их в общий «командировочный» авансовый отчет, то при проверке из этого отчета их исключат и начислят работнику НДФЛ, если подобные расходы были возмещены.
Поэтому лектор посоветовала тщательно составлять отчет о командировке. Расписать расходы буквально по пунктам: в связи с чем возник расход, его сумму, какими документами подтвержден. Руководитель должен поставить визу: «Производственный характер расходов подтверждаю и прошу возместить». Тогда можно составлять единый авансовый отчет. Но лучше выдавать под различные расходы разные авансы, чтобы сотрудник отчитался в разных авансовых отчетах. В одном это будут общехозяйственные расходы, в другом – командировочные.
Один из слушателей задал вопрос: а как быть, если командированный работник ехал по железной дороге в поезде повышенной комфортности? Госпожа Крутякова успокоила: стоимость такого билета можно включать в расходы безо всякого опасения (письмо Минфина России от 21 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/823).
Электронные билеты не экзотика
К электронным авиабилетам еще нужно привыкать. Дело в том, что электронная заявка не заменяет проездной документ: из нее видно, что билет куплен, но не видно, что по нему летали. Поэтому важно предупредить сотрудника, чтобы сохранял посадочные талоны. А если билет куплен через агентство, то оно обязано выдать письменное подтверждение, что билет был использован.
Счет за проживание
Счет гостиницы за проживание – это всем знакомая «старая» форма бланка строгой отчетности (БСО) № 3Г. Постановлением Правительства РФ о БСО от 6 мая 2008 г. № 359, во-первых, продлили срок действия старых бланков (в том числе № 3Г) до 1 декабря 2008 года. Во-вторых, отменили обязательную типографскую форму бланков. Теперь их можно изготавливать самостоятельно, соблюдая тем не менее требуемый состав реквизитов. Госпожа Крутякова предупредила: к самодельной форме счета за проживание нужен кассовый чек. К унифицированной форме он не нужен.
Кроме этого в счет за проживание гостиница может включить стоимость завтраков. Если эта сумма не выделена отдельной строкой, беспокоиться не о чем: такие затраты можно включить в расходы. Доказать, что командированный действительно завтракал, нельзя. Но если стоимость питания указана отдельно, из расходов на проживание ее исключат. Возместить эти расходы работнику можно только за счет чистой прибыли, не забыв при этом начислить НДФЛ.
Если утеряны документы
Ситуация не из приятных. Если расходы подтвердить нечем, невнимательный сотрудник может рассчитывать только на возмещение суточных в размерах, установленных статьей 217 Налогового кодекса РФ. Это 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за рубеж. В расчет налога на прибыль расходы по «потерянной» командировке не войдут, подчеркнула лектор.
Трудности перевода
Методы, которые применяют налоговики, чтобы отказать компании в расходах, самые разнообразные.
Например, если работник привез из зарубежной командировки документы на иностранном языке, при проверке инспектор обязательно потребует перевода их на русский язык.
Вот требования, которые нужно соблюсти при переводе:
– перевод должен быть построчным;
– его нужно сделать на отдельном листе;
– должны быть указано, кто (Ф.И.О., должность) и когда выполнил перевод.
Требований, что такой перевод должен быть выполнен специализированной организацией и заверен у нотариуса, нет. Это может сделать любой сотрудник организации, обладающий достаточными знаниями иностранного языка. Главное, чтобы перевод был достоверным. Проверяющие могут перевести документ сами и сравнить свой перевод с переводом компании (письмо Минфина России от 12 мая 2008 г. № 03-03-06/2/47). Если будут расхождения, расход снимут из-за недостоверности подтверждающего документа. Затем разговор перешел на другие темы.
Добровольное личное страхование:
новые критерии нормирования
Расходы на добровольное личное страхование работников признают расходами на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Лектор напомнила, что с 2008 года эта норма изменилась: взносы по договорам добровольного личного страхования на случай смерти или утраты трудоспособности включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб-лей в год. Причем в отличие от предыдущей нормы эта сумма рассчитывается как среднее значение: отношение общей суммы взносов по договору к количеству застрахованных работников.
Кроме того, изменился порядок признания расходов. Теперь их признают равномерно в течение срока действия договора страхования, независимо от порядка уплаты. Распределять нужно как единовременный платеж, так и платежи, уплачиваемые в рассрочку – по количеству дней, приходящихся на каждый период, за который идет проплата страхового взноса. А с 2009 года повысят верхний предел нормирования этих расходов – с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. По словам лектора, этот закон прошел три чтения в Госдуме, осталось только дождаться, когда его подпишет президент России.
Внимание: безвозмездная передача
Безвозмездно организация может получать деньги, имущество, работы, услуги, права. Существует льгота, согласно которой можно не включать в доходы ценности, полученные от учредителя, который владеет 50 и более процентами доли уставного капитала получателя (подп. 1 п. 11 ст. 251 НК РФ). Полученное имущество в течение одного года нельзя передавать третьим лицам. А вот деньги тратить можно, и все понесенные производственные затраты учитываются в налоговой базе по прибыли.
Под указанную льготу, предупредила лектор, не подпадают работы и услуги. Например, учредитель – физическое лицо безвозмездно сажает свою фирму в принадлежащем ему помещении. В налоговом учете нужно ежемесячно начислять доход в виде рыночной стоимости арендных платежей. В бухгалтерском учете никаких проводок на получение дохода делать не нужно, а только отражать постоянную разницу при расчете налога на прибыль.
Если компания пользуется «чужой» мебелью, автомобилем и т. д., то при определении размера дохода применяют затратный метод, основанный на месячной амортизации имущества, увеличенной на норму прибыли. Это предусмотрено статьей 40 НК РФ, такой же позиции придерживаются и суды.
Излишки и налоги
Обычная ситуация: выявили излишки материалов. Приняли к учету по рыночной цене. Учли в прочих доходах в бухучете и включили в налоговую базу по прибыли как внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). После продажи материалов по той же цене в бухгалтерском учете прибыли не возникнет, поскольку доход равен расходу. В налоговом же учете будет прибыль в сумме реализации за вычетом только 24 процентов от этой суммы (п. 2 ст. 254 НК РФ). В таком случае, отметила госпожа Крутякова, имеет место двойное налогообложение. Первый раз – при выявлении, второй – при продаже.
Другой случай. При демонтаже основного средства получили материалы и использовали в качестве запчастей для текущего ремонта. В бухучете доход и расход равны, а в налоговом расход составляет только 24 процента от дохода.
Другие последствия наступают при выявлении неучтенных основных средств. Минфин считает, что доход, образуемый такими основными средствами, равен их рыночной цене. Исходя из этого, считают налог на имущество, бухгалтерскую амортизацию. Но статья 257 НК РФ не устанавливает правил оценки «неучтенки». Поэтому в налоговом учете дохода нет, и налоговую амортизацию начислять не нужно (письмо Минфина России от 18 марта 2008 г. № 03-03-06/1/198).