Елена Цивилева [1]
Не часто рядовому бухгалтеру удается получить из первых уст информацию, например, о том, что препятствует принятию нового закона о бухгалтерском учете или когда наконец последует команда переходить на МСФО…
Самые продвинутые бухгалтеры, невзирая на извечный дефицит времени, 23 января пришли на выставку «Бухучет и аудит – 2008». В конференционной программе этого дня состоялось выступление начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александра Бакаева. Он рассказал о «Совершенствовании системы нормативного регулирования бухгалтерского учета» (именно так дословно звучало название мероприятия).
Поводом к выступлению «главного бухгалтера страны» перед слушателями стало то, что в 2007 году закончился первый этап реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 – 2010 годы) (далее – Концепция).
Правда, итоги его не вполне утешительны. Новый закон о бухгалтерском учете еще не в Думе. Одна из причин, по словам лектора, – множество мнений. Разработчики проекта с трудом достигают взаимопонимания в вопросах, каким должен быть бухучет в России и как ему развиваться. Каждый хочет привнести в закон что-то свое. А среди разработчиков, как того требует Концепция – бухгалтеры-профессионалы и пользователи бухгалтерской отчетности, финансисты и профсоюзные деятели, директора предприятий и инвесторы…
Официальный и «белый» – не близнецы-братья
Тем не менее, определена главная задача бухгалтерского учета в России. Как записано в проекте нового закона о бухгалтерском учете, это «защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем установления единых требований к бухгалтерскому учету, а также создание правового механизма» его регулирования.
Эта задача определяет и главную функцию системы бухгалтерского учета и отчетности – обеспечить информацией о деятельности хозяйствующих субъектов. Кого? Опровергнуто самое распространенное мнение о том, что бухгалтерская отчетность предназначена только для налоговиков. Она нужна в первую очередь внешним (официальным) пользователям. К ним относятся собственники, инвесторы, кредиторы, органы государственной власти. Ну и налоговики, конечно.
Отсюда и одно из рабочих названий проекта – «Об официальном бухгалтерском учете». По поводу этого названия некоторые острили: разве у нас есть еще и неофициальный бухучет? Нет, ничего общего с понятием «белой» и «черной» бухгалтерии это название закона не имело. Оно лишь свидетельствовало о новой роли бухгалтерского учета в настоящее время.
Безусловно, бухгалтерская информация нужна и управленческому персоналу самих предприятий.
А чем интересен новый закон для рядовых бухгалтеров-практиков? Например, тем, что в нем нет прямого указания на то, что «упрощенцы» освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Малое предприятие – малый бухучет
В действующем Законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что от него освобождены организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. В проекте же нового закона такой нормы мы уже не видим. Точку зрения Минфина о всеобщности бухучета подтверждает и Закон о развитии малого и среднего предпринимательства от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Принятие этого закона лектор признал одним из факторов, положительно повлиявших на развитие бухучета в России.
Но к представителям малого бизнеса не относится привычное представление о бухучете как об огромной системе, которую должны тащить и «малыши». Их учет будет соответствовать принципу: малое предприятие – малая система бухучета. В обоих документах сказано о том, что и отчитываться эти малые предприятия будут по упрощенной процедуре.
А вот то, что затягивается принятие федерального закона об аудиторской деятельности, тормозит продвижение закона о бухучете. Затягивается – несмотря на то, что качество нашего аудита, по мнению Александра Бакаева, далеко не соответствует международному уровню.
Аудиторские тормоза
Аудит – это не сфера влияния Минфина, но, по словам Александра Бакаева, нельзя обеспечить достойное качество бухгалтерского учета, пока не будет достигнут стопроцентный охват аудитом хотя бы тех организаций, что подлежат обязательным проверкам.
Он привел и цифры: в 2006 году на основе аудиторских отчетов составлено 83 000 заключений. Это несопоставимо с количеством организаций, которые должны быть под обязательным аудитом (таких почти 250 000). Это говорит о том, что нет системы контроля проверок хотя бы общественно значимых компаний. Причина – в разобщенности аудиторского сообщества.
Конечно, легко проверять тогда, когда есть хорошие стандарты бухгалтерского учета. А хорошие национальные стандарты – это те, в которых учтены требования международных стандартов – МСФО.
Стандарты международные…
МСФО на любом другом языке, кроме английского, – это только материалы для учебы. Именно так выразился господин Бакаев, начав разговор на животрепещущую тему о переводе российского бухгалтерского учета на международные стандарты.
Забегая вперед, спешим успокоить бухгалтерскую братию: по словам «главного бухгалтера страны», всеобщего перехода на международные стандарты не будет.
Хотя развитие российской системы бухгалтерского учета на них и ориентировано, учет в России будет вестись только по национальным стандартам. У нас должен быть свой бухучет. Так, по словам лектора, считают правительство и высшая власть страны.
Непосредственное применение МСФО, согласно Концепции и проекту нового закона, обязательно только в консолидированной отчетности. Ее должны представлять холдинги, концерны и другие аналогичные образования.
Поэтому и был подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». В нем закреплен законодательный статус МСФО на территории России.
Но и этот законопроект застопорен Государственной Думой РФ. Правда, на то есть объективные причины. Это отсутствие официального перевода текста международных стандартов на русский язык.
Другая причина – непонятно, как русскоязычный вариант международных стандартов (в случае его появления) будут применять на территории России непосредственно хозяйствующие субъекты.
… и национальные
Что же касается национальных стандартов, то многие наши ПБУ, резюмировал Александр Бакаев, уже сейчас не противоречат МСФО. Так, в бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, по сегментам и т. д.
Другое дело, что есть ПБУ, которые мало кто применяет. И на это тоже есть несколько причин.
С присущим ему юмором лектор привел пример с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (приказ Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н). Мнение бухгалтеров: «мол, мы «фактические факты» не все отражаем, а тут какие-то «условные»…».
А ведь условные факты – это не что иное, как резервы. И их относят на финансовый результат. Например, гарантийные обязательства производителя. Потребителю хорошо, а вот бухгалтеру… Какие здесь могут быть расходы, как их учесть бухгалтеру, если гарантия выдается на несколько лет? За это время деньги обесцениваются. В случаях, согласно ПБУ, вводится режим дисконтирования резерва, и таких методов масса!
Господин Бакаев обратил внимание на зарегистрированные недавно в Минюсте приказы Минфина России от 20 декабря 2007 г. № 144н об изменениях в ПБУ 8/01 и от 20 декабря 2007 г. № 143н о внесении изменений в ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».
Кроме того, по словам лектора, ожидают своей регистрации в Минюсте приказы Минфина России:
· о внесении изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» – приказ от 25 декабря 2007 г. № 147н;
· об утверждении ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» – приказ от 27 декабря 2007 г. № 153н.
Сама жизнь, подчеркнул лектор, требует повышать уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся бухучетом.
Поэтому законопроект о бухучете и включает более жесткие, по сравнению с действующим законом, требования к людям, которым руководитель компании может поручить вести бухучет.
Кто на новенького?
В новом законе квалификационные требования к главбуху сформулированы достаточно жестко.
Разработчики закона о бухгалтерском учете долго решали, вносить ли эти требования в закон или дать отсылочную норму к справочнику Минтруда. Этот вопрос разрешился на уровне правительства. Господин Бакаев рассказал, что Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков распорядился записать в тексте закона такие требования к главбуху:
– наличие высшего образования;
– стаж бухгалтерской работы – три года из последних пяти лет;
– отсутствие судимости;
– членство в профессиональной бухгалтерской организации.
Но все это касается вновь назначаемых лиц.
Старых, по словам финансиста, трогать не будут.
© "Бухгалтерия и кадры" [2], №2, 2008