Трудовая книжка – это основной документ о трудовой деятельности работника. Поэтому очень важно, чтобы компания правильно организовала работу с трудовыми книжками – от закупки чистых бланков до выдачи документа уволившемуся сотруднику.
В трудовой книжке в хронологическом порядке отражена вся трудовая биография человека: его профессиональный и служебный рост, отношение к работе, причины увольнения. Кроме того, это основной документ для расчета трудового и страхового стажа человека.
Трудовая книжка – это обязательный кадровый документ. Он прямо предусмотрен Трудовым кодексом РФ. Ее предоставляет работник при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).
Форма трудовой книжки, Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках». А Инструкция по заполнению этого документа утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Работодатель обязан постоянно иметь в своем распоряжении чистые бланки этого документа и вкладышей в него (п. 44 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Но ни в коем случае нельзя приобретать их с рук у случайных людей – рискуете заплатить деньги за фальшивку.
Наша справка |
Трудовой книжки у человека, которого принимают на работу, может не быть в следующих случаях: – он поступает на работу и заключает трудовой договор впервые; – он поступает на работу на условиях совместительства; – его трудовая книжка потеряна или повреждена. На человека, поступающего на работу впервые, трудовую книжку нужно оформить не позднее пяти дней с момента его приема на работу при условии, что эта работа является для сотрудника основной (ст. 66 ТК РФ). |
Бланки трудовых книжек и вкладышей в них – это защищенная полиграфическая продукция. Поэтому печатать их разрешено только типографиям объединения Гознак Минфина России. А распространять их могут и другие организации (предприниматели), но строго по договорам с Гознаком, и имеющие право работать с защищенной полиграфической продукцией (п. 3 Порядка обеспечения работодателей бланками трудовой книжки, утвержденного приказом Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н «О трудовых книжках»).
Так, на сайте Московской печатной фабрики Гознака есть информация о таких предприятиях. В частности, это ООО «СпецБланк», ГУП «Главснаб Правительства Москвы», ЗАО «Разносбыт», ООО «Буква», ООО «Имидж», ООО «Моя Компания Поволжье». То есть приобрести трудовую книжку работодатель может только у официальных распространителей Гознака.
Бланки трудовой книжки и вкладыши в нее – это документы строгой отчетности, и хранить их нужно в сейфе. Для их учета каждая организация обязана вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в нее (п. 40 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Ее форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Эту книгу ведет бухгалтерия компании. Записи в нее вносят сразу после получения бланков от распространителя. Сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек в компании (как правило, кадровик), по заявке получает необходимое количество бланков (п. 42 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). А в конце месяца он обязан отчитаться перед бухгалтерией о том, сколько бланков получено, сколько израсходовано. Обязательно нужно указывать их серии и номера, а также стоимость.
Как правило, за переданные бланки с работников взимают плату (п. 47 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Вновь принятый сотрудник должен оплатить саму трудовую книжку,
а сотрудник, у которого закончились все страницы раздела «Сведения о работе», – заплатить за вкладыш. Размер платы определяют расходами на приобретение бланков.
Есть случаи, когда чистые бланки трудовых книжек предоставляют сотрудникам бесплатно: если трудовые книжки массово повреждены в результате чрезвычайного происшествия (пожар, наводнение, беспорядки и др.) (п. 34 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Или если бланк испорчен не по вине работника (например, сотрудником кадровой службы при заполнении) (п. 48 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225).
Испорченные бланки трудовых книжек и вкладышей в них списывают по акту.
Трудовая книжка – это личный документ сотрудника. Однако хранить его должен отдел кадров предприятия, где человек работает. Кадровики ведут книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 40 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Ее форма также утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Заметим: если при проверке трудовая инспекция обнаружит отсутствие трудовой книжки на какого-либо постоянного работника, организацию могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства по статье 5.27 КоАП РФ.
Выдавать трудовую книжку работнику можно только при его увольнении (под расписку в книге учета движения трудовых книжек). Делают это в день оформления приказа об увольнении.
В остальных случаях (например, сотруднику требуется оформить загранпаспорт) выдают лишь копию трудовой или выписку из нее. Сделать это отдел кадров обязан в течение трех дней, получив письменное заявление работника (п. 7 постановления № 225).
Наша справка |
За нарушение трудового законодательства организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 рублей или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток. Кроме того, статья 5.27 КоАП РФ предусматривает санкции и для должностных лиц компании. |
Трудовая книжка состоит из трех частей:
– титульного листа;
– раздела «Сведения о работе»;
– раздела «Сведения о награждении».
В пределах разделов «Сведения о работе» и «Сведения о награждении» каждой записи присваивают свой порядковый номер.
Обратите внимание: сведения о взысканиях в книжку не заносят!
У каждого из разделов есть свои особенности заполнения. Расскажем о них.
Предположим, кадровик заводит трудовую книжку новому сотруднику, у которого ее нет. Обычно заполнение титульного листа сложностей не вызывает. Обратим ваше внимание лишь на то, что фамилию, имя и отчество работника, а также дату его рождения указывают полностью, без сокращений. Например, «Иванова Лидия Петровна», а не «Иванова Л.П.». Или «10 января 1983 года», а не «10.01.1983 г.».
На основании диплома, аттестата или другого документа об образовании делается запись об образовании работника (высшее, среднее специальное и т. п.). Далее указывают его специальность (как в документе об образовании).
Работник обязательно должен проверить, все ли данные внесены правильно. Если ошибок нет, то он ставит свою подпись. Кадровик тоже ставит свою подпись. Обязательна печать предприятия, поскольку без нее трудовая книжка недействительна.
Записи дат в этом разделе делают арабскими цифрами, число и месяц – двузначными числами, год – четырехзначным (п. 1.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Например, дату «25 февраля 2008 года» нужно записать так: «25.02.2008».
А вот других сокращений в этом разделе быть не должно. Например, нельзя писать вместо «Трудовой кодекс Российской Федерации» – «ТК РФ», вместо «статья» – «ст.», вместо «приказ» – «пр.», вместо «распоряжение» – «распор.», вместо «переведен» – «перев.» и т. д.
В графе 3 этого раздела в виде заголовка указывают полное наименование организации (Закрытое акционерное общество «Луч»), а если по уставу есть и сокращенное – и его тоже (ЗАО «Луч»).
Далее вносят сведения, которые касаются текущего статуса работника:
– о приеме на работу (например: 16/03/2008 / Принят на должность экономиста / приказ от 16.05.2007 № 4к);
– о переводе на другую постоянную работу (например: 27/08/2008 / Переведен на должность старшего экономиста / приказ от 26.08.2008 № 18к);
– об увольнении (например: 22/11/2008 / Уволен по собственному желанию (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации) / приказ от 22.11.2008 № 33к).
Наша справка |
По желанию человека в его трудовую книжку (а она хранится по месту основной работы) можно внести сведения и о работе по совместительству. Для этого сотрудник по месту основной работы должен предъявить справку о совмещаемой работе. В справке должны быть указаны полное и сокращенное наименование совмещенной фирмы, должность работника, дата его приема на работу, основание приема. Документ должен иметь номер, дату выдачи, быть подписан руководителем и заверен печатью организации. |
В раздел о награждении вносят все сведения о поощрениях сотрудника за успехи в работе. Правила заполнения такие же, как и при оформлении «Сведений о работе».
В этот раздел может быть внесена такая информация (ст. 191 ТК РФ):
– об объявлении благодарности;
– о выплате премии;
– о награждении ценным подарком или почетной грамотой;
– о представлении к званию лучшего в профессии.
Этот список неисчерпывающий. Другие способы поощрения работника могут быть предусмотрены в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка, уставе и других внутренних документах компании.
Если вы хотите внести какие-либо исправления в трудовую книжку, то помните главное правило: в трудовой книжке ни в коем случае нельзя ничего замазывать или подчищать, а также что-либо зачеркивать в разделах «Сведения о работе» или «Сведения о награждении».
Вообще все изменения и исправления в трудовую условно можно разделить на два вида: изменение сведений о работнике (записей в трудовой книжке о фамилии, имени, отчестве и дате рождения, образовании, специальности) и изменение сведений о работе.
Предположим, сотрудница вышла замуж и сменила фамилию. По линейке одной тонкой чертой зачеркивают прежнюю фамилию (так, чтобы можно было легко прочитать зачеркнутое) и сверху записывают новую. Ссылки на подтверждающие документы дают на внутренней стороне обложки. Например: «Изменена фамилия Суливонская на Горобец на основании свидетельства о браке серии АВ № 376238, выданного Люблинским отделением ЗАГС г. Москвы, от 24.03.2008». Эту запись подписывает кадровик (и расшифровывает свою подпись), после чего ставят печать компании.
Правда, данная процедура не распространяется на случаи, когда при заполнении титульного листа кадровик допустил ошибки в личных данных работника. Если же это все-таки произошло, исправлять титульный лист нельзя: бланк считается испорченным, и его нужно уничтожить.
Что касается сведений о работе и сведений о награждении, то еще раз отметим: в этих разделах зачеркивать ранее внесенные записи нельзя, даже если они неверны. Ошибки исправляют по особым правилам. Делают это таким образом.Сначала ошибочную запись признают недействительной. Для этого после последней записи ставят очередной порядковый номер и дату. А в графе 3 пишут: «Запись за номером таким-то недействительна». Затем на следующей строке делают правильную запись (с новым порядковым номером). Такой порядок изложен в письме Роструда от 23 июня 2006 г. № 948-6.
Вкладыш без трудовой книжки недействителен. Его используют (вшивают в трудовую книжку), если в ней уже не хватает страниц для сведений о работе или сведений о награждении. Вкладыш оформляют и ведут в том же порядке, что и трудовую книжку. При этом в книжке ставят штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывают его серию и номер.
Купленные бланки учитывают на счете 10 «Материалы» или 41 «Товары». Кроме того, поскольку бланки трудовой книжки – это документы строгой отчетности, нелишним будет отразить их и на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». На этом счете бланки учитывают в условной оценке (как правило, один рубль за единицу).
По поводу способа учета выдачи бланков работникам за плату существует два мнения.
Первое: – это реализация, поскольку происходит переход права собственности на ценности (ст. 39 НК РФ). В данном случае выдачу бланков отражают как реализацию обычных материалов или товаров (через счет 90 или 91, с начислением НДС).
Второе: – это возмещение работниками затрат, понесенных компанией при покупке бланков. Обратите внимание: выбрав данный вариант учета, фирма не сможет зачесть «входной» НДС по купленным бланкам. Ведь тогда будет считаться, что бланки не участвуют в операциях, облагаемых НДС. Значит, если при покупке бланков налог был принят к вычету, его придется восстановить.
В любом случае выбор варианта учета выбытия бланков трудовой книжки – за организацией. Однако налоговики, что неудивительно, больше приветствуют вариант первый.
На 1 января 2008 года в бухгалтерском учете ООО «Волна» остатка незаполненных бланков трудовой книжки нет. В январе приобрели у распространителя 50 бланков по цене 40 руб. за штуку (включая НДС – 6 руб. 10 коп.). Установили условную оценку бланка – 10 руб. за штуку.
В феврале приняли на работу сотрудника, который до этого нигде не работал и трудовой книжки не имел. По заявлению нового работника бухгалтерия удержала деньги за книжку из его зарплаты.
ООО «Волна» выбрала первый вариант учета бланков, то есть передача бланков трудовых книжек считается реализацией.
В бухгалтерском учете нужно сделать такие записи.
В январе:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76
– 1695 руб. (33 руб. 90 коп.#50 шт.) – оприходовано 50 бланков трудовой книжки;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– 305 руб. 10 коп. (1695 руб.#18%) – отражен НДС со стоимости бланков;
ДЕБЕТ 006
– 500 руб. (10 руб.#50 шт.) – приняты на забалансовый учет по условной цене бланки трудовой книжки;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 305 руб. 10 коп. – принят к вычету НДС со стоимости бланков на основании счета-фактуры поставщика.
В феврале:
КРЕДИТ 006
– 10 руб. – списан с забалансового учета по условной цене бланк трудовой книжки;
ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 90
– 40 руб. – отражена реализация бланка;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
– 33 руб. 90 коп. – списана стоимость бланка;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 6 руб. 10 коп. – начислен НДС со стоимости реализованного бланка;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73
– 40 руб. – удержана из зарплаты работника стоимость одного бланка трудовой книжки.
© "Бухгалтерия и кадры", №2, 2008