В марте 2008 года в закон о детских пособиях1 был дополнен статьей 4.2. Она предусматривает индексацию размера пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции. Причем эта норма вступила в силу задним числом – с 1 января 2008 года. А значит, у организаций появилась необходимость пересчитать выданные единовременные пособия за постановку на учет на ранних сроках беременности и при рождении ребенка, и ежемесячные пособия по уходу за ребенком. Однако индексировать организации должны не любые выплаченные суммы…
Прогнозируемый уровень инфляции на 2008 год установлен в размере 8,5 процентов2.
Учитывая это, проиндексированные размеры выплачиваемых организациями пособий составили:
Вид пособия |
Размер пособия |
|
до 1 января 2008 г. |
после 1 января 2008 г. |
|
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
300 руб. |
325 руб. 50 коп. |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
8000 руб. |
8680 руб. |
Ежемесячного пособия по уходу за ребенком: |
|
|
– минимальное при уходе за первым ребенком |
1500 руб. |
1627 руб. 50 коп. |
– минимальное при уходе за вторым и последующими детьми |
3000 руб. |
3255 руб. |
– максимальное |
6000 |
6510 руб. |
В январе сотрудница организации Иванова ушла в отпуск по уходу за первым ребенком, родившимся в 2007 году. Ее среднедневной заработок за предшествующие 12 месяцев составил 518 рублей. Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитанная как 40 процентов среднего заработка, превысила максимальный размер, равный 6000 рублей. Поэтому пособие за январь 2008 года было выплачено Ивановой в сумме 774 рублей 19 коп. А за февраль и март – в размере 6000 рублей. Помимо этого компания выдала Ивановой единовременное пособие при рождении ребенка в размере 8000 рублей.
Другая сотрудница организации, Петрова, находится в отпуске по уходу за вторым ребенком. Пособия за январь – март 2008 года она получила в размере 40 процентов от среднего заработка, что составляет 3050 рублей.
В апреле бухгалтер организации пересчитал эти выплаты следующим образом.
Сумму доплаты единовременного пособия по уходу за ребенком, начисленного Ивановой, бухгалтер определил так.
8680 руб. – 8000 руб. = 680 руб.
Проиндексированный размер ежемесячное пособия по уходу за ребенком, причитающегося Ивановой, по расчету бухгалтера равен за январь 840 руб. (6510 руб. : 31 дн. Х 4 дн.), а за февраль и март – 6510 руб. Таким образом, размер доплаты составил:
– за январь:
840 руб. – 774 руб. 19 коп. = 65 руб. 81 коп.;
– за февраль и за март:
6510 руб. – 6000 руб. = 510 руб.
Начиная с апреля, компания стала выплачивать Ивановой пособие по уходу за ребенком в размере нового максимума – 6510 руб.
Пособие по уходу за ребенком, полагающееся Петровой, бухгалтер пересчитывать не стал.
Бухгалтер организации допустил сразу три ошибки. Одну при перерасчете единовременного пособия, две другие – при индексации ежемесячных выплат.
Давайте сначала разберемся с пособием при рождении ребенка. Действительно, если индексировать эту выплату на коэффициент инфляции, то получается, что компания должна доплатить сотруднице 680 рублей. Однако в данном случае вообще ничего не нужно было пересчитывать.
Пересчитывать нужно только те единовременные пособия при рождении ребенка, которые выплачены на детей, появившихся на свет в 2008 году
Дело в том, что ребенок Ивановой родился в 2007 году. И соответственно право на получение единовременного пособия при рождении получила тогда же.
В то же время положения Федерального закона от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ об индексации пособий распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января этого года. Иначе говоря, пересчитывать нужно только те единовременные пособия при рождении ребенка, которые выплачены на детей, появившихся на свет в 2008 году. ФСС России обратил на это особое внимание в письме от 5 марта 2008 г. № 02-18/07-1931.
Теперь перейдем к пособиям по уходу за ребенком. Ивановой изначально организация выплачивала его в размере максимально возможной суммы – 6000 рублей за полный календарный месяц. Поскольку пособие, рассчитанное исходя из среднего заработка, превышало эту величину. Оно составляло 6298 рублей 88 коп. (518 руб. Х 30,4 дн. Х 40%).
Суммы доплаты бухгалтер посчитал, ошибочно полагая, что и после индексации пособие по уходу за ребенком за полный календарный месяц Ивановой также будет положено в максимальном размере. Но сумма пособия, рассчитанная как 40 процентов от среднего заработка, теперь оказалась меньше нового максимума (6298 руб. 88 коп. < 6510 руб.). А значит, у организации уже нет оснований платить пособие в максимальном размере.
Дополнения, внесенные в закон о детских пособиях, не предусматривают индексацию ежемесячных пособий по уходу за ребенком, которые выплачиваются в размере 40 процентов от среднего заработка. Петрова же получала именно такое пособие. Поэтому бухгалтер организации не стал пересчитывать выплаты. Однако он упустил из виду, что рассчитанная таким образом сумма пособия теперь оказалась меньше проиндексированного минимального размера пособия. Поэтому пересчитать размер выплаты было необходимо.
Индексация ежемесячных пособий по уходу за ребенком, которые выплачиваются в размере 40 процентов от среднего заработка, не предусмотрена
Единовременное пособие при рождении ребенка организация индексировать не должна.
Что касается ежемесячных пособий по уходу за ребенком, суммы доплаты Ивановой и Петровой бухгалтер компании должен рассчитать так.
Воспользуемся условием примера 1 и сделаем правильный расчет.
Пособие по уходу за ребенком, рассчитанное как 40 процентов от среднего заработка Ивановой, не превышает проиндексированный максимальный размер пособия (6298 руб. 88 коп. < 6510 руб.). Поэтому за февраль и март Ивановой теперь полагается 6298 руб. 88 коп. А январское пособие составляет:
6298 руб. 88 коп. : 31 дн. Х 4 дн. = 812 руб. 76 коп.
Выходит, по итогам апрельского перерасчета, Ивановой нужно доплатить:
– за январь:
812 руб. 76 коп. – 774 руб. 19 коп. = 38 руб. 57 коп.
– за февраль и за март:
6298 руб. 88 коп. – 6000 руб. = 298 руб. 88 коп.
Пособие по уходу за ребенком, которое получала Петрова, не превышает проиндексированный минимальный размер выплат, предусмотренных в случае ухода за вторым и последующими детьми (3050 руб. < 3255 руб.). Значит Петровой нужно за январь, февраль и март доплатить по следующей сумме:
3255 руб. – 3050 руб. = 205 руб.
Начиная с апреля Ивановой следует выплачивать пособие по уходу за ребенком в сумме 6298 руб. 88 коп., а Петровой – в размере 3255 руб.
Бухгалтер организации пересчитал пособия и произвел доплаты сотрудницам в апреле. То есть после представления расчетной ведомости в ФСС России и авансового расчета по ЕСН за I квартал 2008 года. Так как расходы по выплате пособий отражают в том периоде, когда они были произведены (в данном случае это апрель), у компании нет оснований вносить изменения в уже сданную отчетность.
Предположим, что ошибка была выявлена до подачи отчетности за полугодие. Скажем, в мае. Но после уплаты авансового платежа по ЕСН за апрель.
Продолжим пример 2.
В апреле организация произвела доначисление пособий на общую сумму:
680 руб. + 65 руб. 81 коп. + 510 руб. Х 2 мес. = 1765 руб. 81 коп.
А также выплатила сотрудницам пособия по уходу за ребенком в размере:
6510 руб. + 3050 руб. = 9560 руб.
Таким образом, авансовый платеж по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС России, компания уменьшила на 11 325 руб. 81 коп. (1765,81 + 9560).
Обнаружив ошибки, бухгалтер пересчитал общую сумму доплаты. Она составила:
38 руб. 57 коп. + 298 руб. 88 коп. Х 2 мес. + 205 руб. Х 3 мес. = 1251 руб. 33 коп.
А сумма пособий, которые нужно было выплатить в апреле, оказалась равна:
6298 руб. 88 коп. + 3255 руб. = 9553 руб. 88 коп.
В итоге расходы на цели соцстрахования, на которые можно уменьшить апрельский авансовый платеж по ЕСН составила лишь 10 805 руб. 21 коп (1251,33 + 9553,88).
Так на момент выявления ошибки аванс за апрель уже был перечислен, у организации образовалась недоимка по соцналогу, зачисляемому в ФСС России, в размере 520 руб. 60 коп. (11 325, 81 – 10 805, 21). С этой суммы организация должна заплатить пени за период просрочки, начиная с 16 мая 2008 года по день погашения задолженности. Допустим, что компания оплатила недоимку уже 30 мая. То есть период просрочки составил 15 дней. Сумма пеней составила:
520 руб. 60 коп. Х 1/300 Х 10,5% Х 15 дн. = 2 руб. 73 коп.
В результате неправильного перерасчета детских пособий организация заплатила Ивановой больше, чем ей полагается. Однако сумму переплаты компания удержать не вправе. Поступать так можно только, если лишние суммы были выплачены по вине получателя пособия, например из-за непредставления каких-либо документов, сокрытия данных влияющих на размер пособия (ст. 19 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ). В данном же случае вины сотрудницы нет. Не является переплата и следствием арифметической ошибки. Поэтому удержать деньги организация сможет только при наличии письменного согласия Ивановой. Если сотрудница его не даст, сумму излишне выплаченных пособий, которые не будут компенсированы ФСС России, организация должна будет учесть за свой счет, отнеся к расходам, не принимаемые при расчете налога на прибыль.
В ближайшее время порядок индексации детских пособий будет изменен. Сейчас в статье 4.2 сказано, что индексацию нужно проводить «…один раз в год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете…». Однако на момент подписания номера в печать Государственной думой был принят закон, согласно которому индексировать пособия нужно будет «…в размере и сроки, предусмотренные Федеральным законом о федеральном бюджете …исходя из установленного им прогнозного уровня инфляции».
Сейчас в законе о бюджете ни размеры, ни сроки индексации пособий не предусмотрены. Но документ с необходимыми дополнениями уже был принят Государственной думой в двух чтениях. Законопроект предусматривает проведение индексации детских пособий на коэффициент 1, 0185 с 1 июля 2008 года. Это повышение согласуется с пересмотром прогнозируемого уровня инфляции. Этим же законопроектом его значение на 2008 год предполагается повысить с 8,5 до 10,5 процентов.
© "Бухгалтерия и кадры", №7, 2008