Бухгалтерия и Кадры
Регистрация | Забыли пароль?
Логин: 
Пароль: 

22 сентября 2017
USD 57.6527 | EUR 69.0737
УЧ. СТ. ЦБ. 8,25% | МРОТ 5 554 руб.

Вы здесь

«Упрощенка» плюс ЕНВД

Как учесть основные средства

Людмила Банкина

Людмила Банкина
шеф-редактор журнала «Бухгалтерия и кадры»

Многие компании вынуждены совмещать два спецрежима – УСН и ЕНВД. Так бывает, например, когда фирма ведет два вида деятельности. Скажем, занимается распространением наружной рекламы и выпускает полиграфическую продукцию в местности, где рекламные услуги переведены на уплату вмененного налога. А полиграфия добровольно перешла на УСН. Кодекс обязывает таких совместителей вести раздельный учет всех операций по видам бизнеса.

Зачем нужен раздельный учет?

Вести раздельный учет доходов и расходов при совмещении режимов обязывает пункт 8 статьи 346.18 НК РФ.    

НАША СПРАВКА

Формулировка пункта 8 статьи 346.18 НК РФ, обязывающего вести раздельный учет при совмещении спецрежимов, дословно звучит так:

«Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов»

И это вполне справедливо. Дело в том, что доходы и расходы, полученные в упрощенной деятельности, учитываются при расчете налоговой базы по упрощенному налогу. А доходы и расходы «вмененки» никак не влияют ни на упрощенный налог, ни на базу по ЕНВД. Поэтому важно, чтобы на «упрощенку» были отнесены именно те показатели, которые участвуют в УСН- бизнесе (и никакие другие).       

Как показывает практика, больше всего вопросов у бухгалтеров возникает при распределении основных средств.  

Основные средства специального…

Все основные средства компании, разумеется, придется распределить между видами предпринимательства. Так, объекты, которые используют во вмененной деятельности, можно, например, учитывать на счете 01 «Основные средства» субсчет «ЕНВД». Амортизацию по ним нужно начислять по правилам бухгалтерского учета, используя счет 02 «Амортизация основных средств» субсчет «ЕНВД». Однако эта амортизация, разумеется, никак не будет влиять на расчет налоговой базы по вмененному налогу.  

Соответственно, объекты, которые компания эксплуатирует на «упрощенке», будут отражены в бухучете на счете 01 субсчет «УСН», а бухгалтерская амортизация по ним - на счете 02 субсчет «УСН».

Что касается налогового учета по «упрощенке», то списывать стоимость имущества нужно по правилам, которые установлены пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ. Так, если объект куплен в период применения упрощенного режима, то в отчетном году на расходы относят всю его стоимость ежеквартально равными долями.

А когда речь идет об объекте, купленном (введенном в эксплуатацию) до перехода на УСН, действуют следующим образом. Берут остаточную стоимость основного средства, отраженную в налоговом учете по налогу на прибыль до перехода на «упрощенку» (пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). И с этой стоимостью поступают так, как показано в таблице:

Срок службы объекта

Как списывать

До 3 лет включительно  

В первый год использования упрощенной системы (ежеквартально, равными долями).

От 3 до 15 лет включительно

В первый год использования «упрощенки» списывают 50 процентов остаточной стоимости, во второй - 30 процентов, а в третий - оставшиеся 20 процентов.

Более 15 лет

Равными долями в течение 10 лет.

 

Как при этом определить срок службы объекта? В пункте 3 статьи 346.16 кодекса сказано, что делать это нужно в соответствии с Классификацией основных средств1. Иначе говоря – так же, как это делают плательщики налога на прибыль при расчете налоговой амортизации.   

НАША СПРАВКА

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ освобождает «упрощенцев» от бухучета. Однако этот же пункт обязывает УСН-фирмы все-таки вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. «Вмененщики», как и все прочие компании (не перешедшие на «упрощенку»), обязаны вести полный бухучет. Должна ли компания, совмещающая УСН и ЕНВД, отражать все свои операции проводками? Этот вопрос является спорным (хотя по ряду причин лучше ответить на него положительно). Но в любом случае компания, применяющая одновременно оба спецрежима, обязана отражать операции с основными средствами при помощи бухгалтерских счетов и двойной записи.

… и общего назначения

Как видим, если тот или иной объект можно четко отнести к одному из видов деятельности, все достаточно просто. Сложности начинаются, если речь идет об имуществе, которое используется в обоих видах бизнеса. 

В бухгалтерском учете для таких объектов можно открыть специальные счета: 01 субсчет «Основные средства общего назначения» и 02 субсчет «Амортизация основных средств общего назначения».

А как действовать в налоговом учете по упрощенному налогу? Если расходы невозможно отнести к какому-то одному виду деятельности, их распределяют пропорционально доле доходов от соответствующего бизнеса в общем объеме доходов фирмы (п. 8 с. 346.18 НК РФ).

Значит, определить часть того или иного общехозяйственного расхода, которая может быть учтена при расчете налоговой базы по упрощенному налогу, можно по формуле:

Расходы, относящиеся к «упрощенке» = (Доход от деятельности на УСН : Сумма доходов от всех видов деятельности) Х Сумма общехозяйственных расходов

Но с основными средствами существует дополнительная сложность. Дело в том, что расходом по УСН считается не вся стоимость объекта, а лишь ее часть. Какая именно – зависит от ряда факторов (когда был куплен объект, каков срок его эксплуатации, какой сейчас год применения УСН).

Поэтому, прежде чем распределять такие расходы по видам деятельности, нужно узнать, какая именно часть стоимости основного средства будет считаться «упрощенным» расходом в текущем квартале.

Получается, действовать придется по такой схеме:

1. Определить, какую сумму фирма списала бы в текущем квартале, если бы по всем видам деятельности применяла УСН.

2. Рассчитать, какова в текущем квартале доля доходов от УСН в общем объеме доходов фирмы (в процентах).

3. Рассчитать часть стоимости объекта, которую можно учесть в УСН-расходах в текущем квартале (показатель 1 x показатель 2).

Пример

ЗАО «Луч» занимается оптово-розничной торговлей. С 1 января 2008 года розница переведена на ЕНВД, а по опту фирма перешла на «упрощенку». На балансе компании числится здание склада, которое было поставлено на учет в прошлом году, когда «Луч» находился на общей системе налогообложения. Склад используют для хранения товаров, которые потом продаются как оптом, так и в розницу.

Остаточная стоимость объекта (отраженная в налоговом учете по налогу на прибыль до перехода на УСН) – 120 000 руб., а срок полезного использования – 12 лет.

Если бы «Луч» по всем видам деятельности применял УСН, то в текущем году он списал бы половину остаточной стоимости основного средства (60 000 руб.). Каждый квартал фирма списывала бы по 15 000 руб. (60 000 руб. : 4 кв.).

Предположим, что доля доходов от оптовой торговли («упрощенка») в общем объеме доходов фирмы составила:

- в I квартале – 40%;

- во II квартале – 50%;

- в III квартале – 45%;

- в IV квартале –  55%.

Часть остаточной стоимости здания, которую можно ежеквартально списывать на расходы по «упрощенке», бухгалтер рассчитал так:

- в I квартале – 6000 руб. (15 000 руб. x 40%);

- во II квартале – 7500 руб. (15 000 руб. x 50%);

- в III квартале – 6750 руб. (15 000 руб. x 45%);

- в IV квартале – 8250 руб. (15 000 руб. x 55%).

© "Бухгалтерия и кадры", №4, 2008

  • 1. Утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

Комментарии

Справочник

(в помощь бухгалтеру)

Опрос

Какой режим налогообложения вы применяете?
Бухгалтерия и кадры
© Бухгалтерия и кадры, 2017