С 1 сентября 2008 г. действует новый порядок аттестации рабочих мест, пишет «Российская газета».
Раньше работодатели должны были руководствоваться Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденным постановлением Мин труда России от 14 марта 1997 № 12. В этом документе дотошно перечислялись ГОСТы, СанПиНы и прочие нормативы, на соответствие которым производится проверка рабочих мест.
Новый порядок аттестации рабочих мест, действующий с 1 сентября 2008 года, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 № 569 (далее - Порядок). Он скупее на ссылки, очевидно, в расчете на серьезную самоподготовку работодателя либо на то, что он привлечет грамотных специалистов по охране труда. Ведь теперь предписано представлять в госинспекцию труда в субъекте РФ отчеты об аттестации рабочих мест.
Новым Порядком должны руководствоваться не только металлургические и химические производства, но и банки, и «офисные малыши», и индивидуальные предприниматели. К примеру, работа с персональными ЭВМ более 50 процентов рабочего времени предполагает проведение обязательных медосмотров (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Да и приведенный в СанПиН 2.2.2.1332-03 перечень вредных факторов в рабочей зоне обычного ксерокса - явно не для слабонервных.
Аттестации подлежат все рабочие места, каждое из них - не реже одного раза в 5 лет. Новое рабочее место нужно аттестовать после ввода его в эксплуатацию. При замене оборудования, техпроцесса, средств коллективной защиты и т.п. производится переаттестация. Хранить документы по аттестации рекомендовано в течение 45 лет.
Новый Порядок установил правила аттестации нестационарных рабочих мест (сантехников, электриков, строительных рабочих и др.). Разрешено не мучить аттестующих проверкой вредных факторов на «рабочих местах» пожарных, спасателей и т.п.
В Порядке прописана процедура проведения гигиенической оценки условий труда (инструментальных измерений вредных факторов), оценки травмобезопасности (проверки оборудования, зданий, помещений, оснастки и т.п.) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Процедура завершается оценкой фактического состояния условий труда на рабочих местах - присвоением класса условий труда. Если присвоен класс 4 (опасный), то от работодателя требуется срочная разработка мер по совершенствованию охраны труда на этом рабочем месте.
Следует иметь в виду, что проведение аттестации не менее 30 процентов рабочих мест позволяет работодателю рассчитывать на скидку к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Максимальный размер скидки - 40 процентов страхового тарифа (см. постановления правительства РФ от 6 сентября 2001 № 652 и ФСС РФ от 5 февраля 2002 № 11).
В Порядке рекомендовано включать в аттестационную комиссию представителей сторонних аттестующих организаций на паритетной основе. Порядком предусмотрено, что замеры можно производить на 20 процентов (но не менее 2) рабочих мест, а потом распространить их результаты на аналогичные рабочие места.
При проведении аттестации имеет смысл сотрудничать именно с фирмами (лабораториями), получившими аккредитацию в системе сертификации охраны труда. Во-первых, в этом случае будет легче (без платных перепроверок) пройти последующую сертификацию.
А во-вторых, копия договора с аккредитованной организацией прилагается к заявлению работодателя на получение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Правила такого финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 гг. утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 января 2008 № 43н. Заявление о финансировании нужно подать в орган ФСС РФ по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Отчетность по расходованию таких средств - ежеквартальная. Общая максимальная сумма финансирования (экономии) - 20 процентов от суммы страховых взносов на «несчастное» страхование, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных за счет этих взносов в том же году.
Плательщики налога на прибыль могут учитывать расходы на аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). «Упрощенцы» для учета таких расходов могут с некоторой натяжкой использовать пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ из ограниченного перечня «упрощенных» расходов. В этом подпункте упомянуты расходы на подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов. Кроме того, «упрощенцы» вправе учитывать материальные расходы по правилам главы 25 НК РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А в главе 25 НК РФ перечень материальных расходов плательщиков налога на прибыль открытый. К тому же в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ упомянуты материальные расходы на приобретение услуг производственного характера, к которым относятся в том числе контроль за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы.
С результатами аттестации связаны «вредные» компенсации, дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенный рабочий день, бесплатное молоко (или его денежная «замена») и лечебно-профилактическое питание, медосмотры «за счет фирмы» и т.д. Помимо того, что расходы по охране труда признаются для налога на прибыль, по указанным выплатам работникам еще предоставляются льготы по ЕСН и НДФЛ.
Налоговики вправе перепроверить для целей налогового контроля результаты аттеста-ции рабочих мест с привлечением госэкспертизы (письмо Минфина РФ от 4 июля 2007 № 03-04-06-01/211).
А трудовые инспекторы иногда привлекают работодателей по ст. 5.27 КоАП РФ за невыполнение требований ст.212 ТК РФ об обязательной аттестации рабочих мест. Штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ составляют: для должностных лиц и ПБОЮЛ - до 5 тысяч рублей; для юридических лиц - до 50 тысяч рублей.