С 2009 года вводится процедура досудебного урегулирования налоговых споров. Перед тем, как обращаться в суд, налогоплательщики вынуждены будут сначала подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Однако по статистике «Ведомостей» [1], прямое обращение в суд гораздо эффективнее. Несмотря на то, что пока налоговики рассматривают примерно 83,5 процента всех поступающих жалоб, удовлетворяют из которых 41-43 процента (самый низкий показатель удовлетворения жалоб в Москве - 10,82 процента), сокращается процент спорных сумм, по которым налоговики готовы соглашаться с налогоплательщиками. Суд при этом удовлетворяет примерно 75 процентов жалоб налогоплательщиков.
Эксперты также считают, что обращение в суд эффективнее. Но по их мнению, апелляция в вышестоящий налоговый орган должна быть более оперативной, чем рассмотрение в суде.